Строительный портал - NativeStudio

Преимущества и недостатки денег. Номиналистическая теория денег: достоинства и недостатки Преимущества и недостатки больших денег

Деньги представляют собой развивающуюся экономическую категорию. В этой связи важно разграничивать сущность, содержание категории и ее функциональные виды. Существующие различные определения денег иногда не соответствуют новым материальным носителям денег, отстают от перехода к другим видам денег, а также от изменения их форм и условий функционирования. Появляющиеся виды денег не всегда готовы выполнять все функции денег как экономической категории. Но независимо от того, в каком виде деньги выступают, они обязательно выполняют функцию платежа (средства обмена), являются формой меновой стоимости. По существу речь идет о совершенствовании платежной системы, инструментов платежа.

В процессе исторической эволюции товарного обращения форму эквивалента принимали самые разные товары. Для того чтобы некий предмет мог функционировать в качестве денег, его всюду должны принимать, а также использовать для оплаты товаров и услуг.

Начиная с античных времен товарные деньги выступали средством обмена. Привилегированное положение занимали товары, которые служили наиболее важными предметами обмена - предметы (товары) первой необходимости, украшения. Использовались, например, меха, табак, перец, зерно, соль, слоновая кость, кофе, рыба, чай и др. Выделение скотоводческих племен в результате первого крупного общественного разделения труда превратило домашний скот в орудие обмена. Вполне понятно, что у разных народов в тот или иной период в качестве денег служили самые разные товары - именно те, которые в конкретных местных условиях представляли общепризнанную ценность. Установление пригодности того или иного предмета к выполнению роли денег вытекало из объективных, неподвластных людям обстоятельств.

Товары-деньги должны были отвечать двум основным требованиям: быть достаточно распространенными и обладать относительно высокой и постоянной ценностью. Как правило, первоначально роль денег на одном и том же рынке играли одновременно несколько товарных видов. Обладая неодинаковыми стоимостями, они выступали как платежные единицы различных достоинств. Все эти деньги не могли в полной мере удовлетворить растущие запросы рыночного обращения.

Второе крупное общественное разделение труда - выделение ремесла из земледелия - привело к совершенствованию всеобщего эквивалента. Эту роль начинают выполнять металлы: железо и олово, свинец и медь, серебро и золото. Совершился переход от товарных (штучных) денег к металлическим в виде слитков или самых различных изделий из металлов, а в последствии - в виде монет.

Упоминание о золотых и серебряных деньгах имеется в древнеегипетском законодательстве (второе тысячелетие до н.э.) и священных книгах древней Индии, в Библии и др. Серебряные деньги были широко распространены на рубеже третьего и второго тысячелетий до н.э. в Китае, Иране и Месопотамии. Металлы не сразу вытеснили все предшествующие виды денег. Совместное существование различных денег наложило отпечаток на металлические деньги. Внешний вид домонетных металлических денег был очень разнообразен, зачастую они сохраняли товарную форму. Так, железные деньги длительное время имели форму мотыги, топора, лопаты, прутьев, подковы, наконечников копья, гвоздей, цепей, ножей и т.д. Медные деньги обращались в форме треножников, котлов, щитов, колокольчиков и др. Серебряные и золотые деньги имели форму ожерелий, колец, брусков, золотого песка, рыболовных крючков.

Появление монеты представляет собой важнейший этап в формировании видов денег. Монета явилась результатом развития товарного производства и обмена, с одной стороны, и усиливающейся экономической и политической мощи рабовладельческих государств, с другой. Появление монеты относят к VII в. до н.э. Основными металлами, использовавшимися для изготовления монет, стали золото, серебро, медь и бронза. Первые золотые монеты приписываются индийскому царю Гигесу (VII в. до н.э.). Первым изобразил свой профиль на монете Александр Македонский.

Следует добавить, что названия некоторых монет продолжают напоминать об их весовом происхождении. Например, английский фунт стерлингов сохраняет до нашего времени название, напоминающее о тех временах, когда металлы обращались не в форме монет и ценились по весу.

Еще в XIX и начале XX в. широко применялись наличные деньги в виде золотых монет. Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара в силу его особых качеств. Это:

Однородность и равнокачественность: одна единица денег не отличается от другой;
- прочность и сохраняемость: денежный товар обладает постоянной стоимостью, не слишком зависящей от внешних факторов (например, погоды); не ржавеет, как железо, не покрывается зеленоватым окислом, как медь, не темнеет, как серебро (эти свойства дали основание называть его благородным металлом);
- делимость: предшествующие товарные деньги не могли делиться на доли и сохранять высокую стоимость в своей частице - доле, а у золота даже в небольшом весе и объеме такое свойство есть, это драгоценный металл;
- компактность, портативность, легкость перемещения с места на место, с одного рынка на другой мягкость;
- пластичность, хорошая ковкость;
- эстетическая привлекательность.

Перечисленные свойства золота делают его применение целесообразным в промышленности, связи, ювелирном деле и т.п. Но значение золота в мировой истории, экономике связано не только (и не столько) с его полезными природными свойствами, но и с его общественной функцией - быть воплощением стоимости, всеобщим эквивалентом, то есть деньгами.

Главное свойство таких денег состоит в том, что они обладают собственной стоимостью, не подвержены обесценению. Это значит, что при наличии полноценных денег (золото) в обороте в количестве, превышающем их действительную потребность, они уходят из оборота в сокровище. При увеличении потребности оборота - возвращаются в оборот из сокровища. При таких условиях необходимость в регулировании массы денег в обращении не возникает. Золотые монеты способны достаточно гибко приспосабливаться к потребностям оборота.

Возросшие требования рынка вызвали рост потребности в деньгах. Добыча золота отставала от этого роста, и запасы золота оказались ограниченными. Кроме того, денежное обращение, основанное на обороте полноценных денег, требовало значительных издержек, было дорогим. И во всем мире постепенно стали применять денежные знаки из бумаги (бумажные деньги, кредитные деньги). Фактически бумажные деньги возникли из самого процесса обращения металлических денег - в результате отделения обозначенного на них номинала от реального веса. Это происходило по мере стирания, износа монет, выпуска государством неполноценных монет с принудительным курсом их обращения. При переходе от применения полноценных денег к бумажным денежным знакам предусматривался режим соизмерения денежных билетов с золотом, устанавливались золотые паритеты валют. Однако в дальнейшем роль золота существенно изменилась под влиянием демонетизации - процесса постепенной утраты им денежных функций. Демонетизация золота была юридически завершена в 1976- 1978 гг., что закреплено Ямайской валютной реформой и уставом Международного валютного фонда.

Золото было вытеснено из внутреннего денежного оборота стран, а затем - из международных валютных отношений, и паритеты на золото отменили. Оно перестало непосредственно обмениваться на товары, использоваться как средство обращения и платежа, оперативного регулирования денежного обращения, и цены не устанавливаются в золоте. На смену золоту пришли бумажные и кредитные деньги.

Вместе с тем золото сохраняет за собой важную роль в экономическом обороте в качестве чрезвычайных мировых денег, применяется для обеспечения международных кредитов, служит материалом для выпуска монет (коллекционных), средством частной тезаврации, является воплощением общественного богатства. Объем золотовалютных запасов отражает валютно-финансовые позиции страны и выступает одним из показателей ее кредитоспособности.

Исходя из вышеизложенного, исторически развивались следующие типы всеобщего эквивалента:

Товарно-счетный эквивалент - это не оформленные официально товарные деньги;
- товарно-весовой эквивалент - металлы в определенных весовых измерениях;
- металло-чеканный эквивалент - металлические деньги в виде монет;
- бумажно-кредитный эквивалент на специальной бумаге со специальной атрибутикой, реальная стоимость которого, как правило, ниже стоимости товаров.

Бумажные деньги - знаки стоимости, замещающие в обращении полноценные деньги. Они наделены принудительным курсом, неразменностью на золото и выпускаются обычно государством (как правило, казначейством) для покрытия своих расходов. Возможность их появления обусловлена мимолетным характером обращения. Как известно, на бумажные деньги налагалось изначально обязательное требование конвертации в некоторое количество драгоценного металла. Затем бумажные деньги преобразовались в неразменные деньги.

Природа бумажных денег заключается в том, что они не имеют ощутимой самостоятельной стоимости: затраты труда на их печатание небольшие по сравнению с выражаемой ими стоимостью товаров. Они приобретают представительную стоимость, общественную значимость в процессе обращения. Независимо от массы выпущенных бумажных денег и принудительного курса их реальная стоимость определяется не штемпелем государства, а законом стоимости, законами денежного обращения. Первые бумажные деньги появились в XIII в. (1260-1263 гг.) в Китае, а в России - при Екатерине II (1769 г.).

Бумажные деньги почти неизбежно связаны с инфляцией, они неустойчивы, так как их выпуск обусловлен не только реальными потребностями оборота в деньгах, но и непроизводительными расходами. Обесценение денег реально выражается в снижении их покупательной способности по отношению к товарам, услугам, оно проявляется в общем росте товарных цен - оптовых и розничных. Механизм регулирования обращения бумажных денег значительно затруднен. Разность между номинальной стоимостью выпущенных бумажных денег и расходами на их печатание образует эмиссионный доход государства. Обесценение бумажных денег ведет к перераспределению национального дохода, так как обычно рост номинальной заработной платы отстает от повышения цен, а также к потере доверия к таким деньгам.

В современных условиях практически нет классических бумажных денег, выпускаемых казначействами государств для финансирования своих расходов. В основном обращаются кредитные деньги, которые с некоторой долей условности можно отнести к бумажным деньгам.

Кредитные деньги - вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма. Их можно определить как кредитный знак стоимости, с помощью которого осуществляется функция денег как средства платежа.

Кредитная природа современных денег обусловлена порядком их эмиссии по таким основополагающим каналам, как кредитование хозяйства, кредитование государства и под прирост официальных золотовалютных резервов.

Эмиссии денег обычно предшествуют кредитные операции, совершаемые банками. Например, непосредственная связь кредита с обращением денег возникает при предоставлении платежных кредитов. хозорганам, когда у них в момент покупки необходимых товаров (услуг), отсутствуют деньги для оплаты. Полученные у банка кредиты покупатели перечисляют в порядке безналичных расчетов на счета поставщиков, а последние превращают часть полученной денежной выручки в наличные деньги (банкноты), используя их для выплаты заработной платы и др.

Выпуск кредитных денег предполагает осуществление кредитных операций в связи с реальными процессами производства и реализации продукции. Благодаря этому может достигаться увязка объема платежных средств с потребностью оборота в деньгах. При нарушении этого требования кредитные деньги превращаются в бумажные денежные знаки. Увязка оборота кредитных денег (выпуска-изъятия) происходит не по каждой кредитной операции, а по их совокупности, в целом по народному хозяйству.

Различают кредитные деньги, выпускаемые центральным банком и эмитируемые коммерческими банками. Основные виды кредитных денег или кредитных орудий обращения: банкнота, вексель, чек, кредитная карточка.

Кредитные деньги отличаются от бумажных по следующим направлениям:

По эмитенту: кредитные деньги выпускаются банками, бумажные - государственными казначействами или банками;
- по обеспечению: кредитные деньги обеспечены реальными товарно-материальными ценностями, валютными резервами, бумажные такого обеспечения могут не иметь;
- по цели эмиссии: кредитные деньги выпускаются в порядке кредитования, бумажные - для покрытия государственных расходов (дефицита бюджета);
- по особенностям обращения: бумажные деньги в процессе обращения обесцениваются и возвращаются в банки с реально меньшей покупательной способностью; кредитные деньги более устойчивы, хотя в процессе их оборота реалии экономической жизни могут также привести к их частичному обесценению. В этом случае они приближаются к бумажным деньгам, так же, как они, наделяются принудительным курсом обращения, но сохраняют при этом кредитную основу.

В зависимости от формы существования различаются наличные деньги и деньги безналичного оборота. И те и другие являются составляющими платежного и денежного оборота, имеют одинаковую денежную единицу (рубль), беспрепятственно переходят друг в друга; регулирование объема тех и других осуществляется с помощью кредитных операций. Распространение безналичных расчетов привело к возникновению новых денежных инструментов для совершения платежей без непосредственного оборота наличных денежных средств - различных ценных бумаг (обязательств предприятий и банков, например векселей, банковских карточек, чеков, сертификатов и др.).

С развитием компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий появилась возможность отказаться от бумажных носителей денег и перейти на систему электронного перевода средств, в которой все платежи производятся посредством электронных телекоммуникаций. При электронной технике соответствующие распоряжения в отношении расчетов выполняются электронными сигналами. По существу деньги приняли новый вид после длительной эволюции. Специализированные электронные импульсы (файлы) содержат информацию о размерах денежных средств владельца электронной карты и возможности их использования для платежа (перевода).

Однако следует отметить, что оборот наличных денег не утратил своего значения. Наличные деньги имеют официальный статус: это обязательства центрального банка, которому не грозит банкротство, а значит, у них есть возможность наиболее полно выполнять функции денег.

К достоинствам электронных денег относят: упрощение расчетов, сохранность денежных средств, защищенность от случайных потерь, высокий шанс получить при необходимости кредит и др. Однако электронные деньги не обладают официальным статусом законного платежного средства на территории государства. В случае банкротства их эмитентов (коммерческих банков и др.) владельцы соответствующих карт могут остаться без средств. Карточкой погашаются разовые операции (получение зарплаты, оплата товаров), она не обращается как наличные деньги. Важная особенность наличных денег - их анонимность. Использование электронных денег невозможно без информационного обмена между отправляющими и принимающими устройствами, хранения записей, идентификации плательщика. В таких условиях сохранить полную анонимность сложно.

Помимо денежного безналичного и наличного оборота в хозяйственной практике выделяются и счетные деньги, которые не совершают оборота, но используются при проведении взаимных расчетов (клиринг, бартер).

Таким образом, классификацию видов денег можно провести по разным признакам:

По сущности и содержанию: полноценные, бумажные, кредитные;
- материально-вещественному содержанию: товарные, бумажные, металлические, электронные;
- эмитенту: казначейские, банковские;
- сфере, территории обращения: национальные, коллективные, групповые (евро), международные (СДР);
- купюрности (по номиналу денежных знаков).

Товарные деньги — это один из нескольких видов денежных средств, которые представляют собой товар или вещь, использующихся непосредственно, выступающих эквивалентом стоимости иных товаров или вещей. Такие деньги называют не иначе как примитивными деньгами.

Простыми словами, это выражение конкретного товара в денежном выражении (стоимость товара).

Такой вид денег начали использовать в самых ранних стадиях развития общества, когда деньги заменялись товарами, имевшими достаточно большой спрос из-за высокой степени полезных качеств данной товара.

К таким товарам относили: меха, рыбу, мясо и прочие. При этом нужно было искать потребителей такого товара, тех, кто был готов приобретать его по выгодной цене для обеих сторон. Поэтому очень часто он производился для личного потребления.

Отсюда и появились различные направления ведения домашнего хозяйства: кто-то занимался исключительно выращиванием скота, другой – обработкой земли и выращиванием на ней необходимых фруктов и овощей, третий – занимался охотой.

Выбор настоящего товара, предпочитаемого как деньги, обусловлен признанием за ним необходимых для конкретной эпохи потребительских свойств.

Процесс становления денег привел к приобретению товарами специфических потребительных стоимостей. Лицо, которое принимало такие деньги, не планировало их употреблять, из-за этого возникает необходимость замены таких знаков на неполноценные.

Неполноценными признавались деньги, при обмене на которые их стоимость номинальная была гораздо завышена реальной. Такими деньгами были морды животных, использовавшихся средством платежа у людей, проживающих на лесных территориях.

Разновидности денег товарного характера

Принято различать следующие разновидности товарных денег:

  • анималистический - к нему относят животных и различное производство из их состава: домашний скот, раковины, кораллы, меховые шкурки и прочие;
  • гилоистический - к нему относят полезные ископаемые и металлические изделия и сделанные из них орудия труда: металлы, камни, янтарь, соль, и прочие;
  • вегетабилистический - к нему относят растения и плоды: плоды деревьев, табачная продукция, зерновая и прочие.

Полноценные денежные средства появились в период перехода общества из стадии первобытного.

Достоинства и недостатки товарных денег

Плюсы

  • Такие деньги несут в себе полезность обществу, так как средством платежа выступает товар.
  • Полностью отсутствует риск возникновения инфляции.
  • Никакие финансовые сложности или кризисы не могут повлиять на товарные деньги.
  • Появляется возможность самостоятельно создавать такие деньги (заняться земледелием, скотоводством и прочие);

Минусы

  • Сложности в хранении и накоплении таких денег, так как в основном такие товары относятся к категории скоропортящихся или требующих особых условий хранения.
  • Сложности в транспортировке больших заказов.
  • Различный курс обмена таких денег в зависимости от погодных условий и других факторов.

Стоит сказать о том, что понятие «товара» произошло от понятия «скота». В древности существовали скотники – люди, занимающиеся взиманием податей. В разных странах существовали свои товарные деньги: например, в Германии существовали коровьи, на севере преобладали меха, олени, на Руси – шкурки белок, куниц, в Никарагуа — какао, в Перу – чилийские перцы, в Америке – табачные листья, в Монголии – чай, в странах Африки – ром.

Каждый вид денег был присущ конкретной территории и не являлся общепризнанным. Такие деньги никогда не обесценивались и могли свободно обмениваться во всех странах мира. В процессе обмена выяснялось, что каждый товар должен быть качественным, износостойким, полезным, делимым, общепризнанным другими странами.

Позднее такими деньгами были признаны золотые изделия и другие драгоценные металлы. Они были признаны наиболее привлекательными и перспективными для использования их в качестве платежной валюты.

Впервые о подобных денежных знаках заговорили в Китае в 1 000 – 500 годах до нашей эры. Этими денежными знаками считались орудия, которые были сделаны из металла (плуг, нож, мотыга и прочие).

Для каждой страны были присущи металлы, которые добывались на этой территории. В целом, деньгами из металла признавали первоначально орудия труда из медных сплавов. Затем стали делать и различные украшения, как из сплавов меди, так и других драгоценных металлов и только потом появилось средство платежа, такое как золото.

Свойства

Выделяют следующие свойства денежных средств как товара:

  • они имеют потребительную стоимость;
  • они имеют стоимость, так как для их производства применяется человеческий труд.

Различия денежных средств и товара:

  • денежные средства способны удовлетворять все потребности людей, благодаря способности свободно обмениваться;
  • стоимостное выражение денежных знаков проявляется до начала самого процесса обмена их на товар.

Денежные знаки разрешают противоречия товарных производств: потребительной стоимостью и простой стоимостью.

С того времени, как денежные знаки вошли в привычный повседневный обиход, мировое сообщество поделилось на 2 стороны, где, с одной стороны, товаром выступают денежные знаки, с другой – прочий товар.

Понятие «потребительной стоимости» в основном применяется исключительно к товару, а вот понятие «стоимости» — к денежным знакам. Таким образом, денежные знаки являются выражением потребительной стоимости товара благодаря своей стоимости.

Денежные знаки – стихийный товар, возникший из всех остальных товаров, обладающий специфическими свойствами, являющийся всеобщим эквивалентом.

Виды денег

Все деньги можно поделить на виды:

  • Товарный вид денежных знаков (натуральные, действительные, вещественные денежные знаки) – в роли денег выступает товар. Вообще товарными деньгами признают все средства оплаты, которые существовали до вхождения в обиход бумажных денежных знаков. В современном мире товарными деньгами признают и монеты из различных сплавов металлов. Мы же, в настоящее время, используем понятие товарных денег к объектам коллекций или как средств хранений или сбережений.
  • Обеспеченный вид денежных знаков (представительские, разменные денежные знаки) – в роли денег выступают сертификаты. Была возможность обмена данных сертификатов на товарные деньги или на товар. В древности обеспеченными деньгами считали глиняные фигуры овец или коз, которые обменивались на живых коз или овец, и только позже за них стали принимать бумажные знаки.
  • Фиатные денежные знаки (символические, бумажные, декретированные, ненастоящие). Такие денежные знаки как самостоятельная единица не несут в себе никакой стоимости и ценности. Их ценность заключается в том, что они признавались средством платежа в стране. Они представляют собой обычные денежные купюры или банкноты, а также денежные средства, находящиеся на банковских картах и виртуальные деньги.
  • Кредитный вид денежных знаков – обязательства долгового характера. К ним относят ценные бумаги, электронные денежные средства. Такие ценные бумаги могут являться средством платежей, как и обычные деньги.
  • Современные денежные знаки , как и прежде, считают обособившейся формой связи контрагентов на рынке.

Понятие денежные знаки

Современные денежные знаки рассматриваются с различных сторон, в том числе:

  • прагматичное понятие денежных знаков – из-за того, что бумажно-кредитные денежные знаки являются неразменными на золото, они являются измерителем стоимостей и являются реальной стоимостью товаров;
  • понятие стоимости собственной – все денежные валюты, которые не размениваются на золото, считаются владельцами своей внутренней стоимости;
  • понятие стоимости представительной – кредитные денежные знаки в современном прочтении являются суммой всех товаров, находящихся на рынках, и показывает всю степень приложенных на его производство трудовых ресурсов.

В целом, на современном этапе, бумажная валюта не отвечает всем необходимым требованиям, которым соответствовало золото.

Продуктом трудовых затрат признается произведенный для обмена товар. Нынешняя валюта является лишь посредником в сделках по обмену, не имеющая единства, она лишь является так называемым всеобщим эквивалентом и во многом не сохранила тех свойств, которые были присущи деньгам товарного характера.

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Практические работы по УД

«Обществознание.

Глава «Экономика»

для студентов очной формы обучения

Ангарск 2017

протокол № ______

«______»___________ 2017 г.

Разработала: Ларченко Александра Александровна, преподаватель ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пособие разработаны и методически распределены практические работы по «Обществознанию», раздел «Экономика», охватывающие всю программу по данному курсу.

В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».

Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :

личностных :

Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных :

М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных :

П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Общие положения о критериях оценки

Балл «5 » ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Экономика. Наука и хозяйство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Экономический рост и развитие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Собственность

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Производство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Рынок

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Государство и экономика

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ № 7 Экономика потребителей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Мировая экономика

СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«ЭКОНОМИКА. НАУКА И ХОЗЯЙСТВО»

Найди соответствия

Какие проблемы экономики являются универсальными?

    Конкуренция и монополия.

    Ограниченность ресурсов.

    Экономический выбор.

    Занятость населения.

    Экономическая политика государства.

    Постоянный рост потребностей общества.

Дополните схему:

производство

……………..

потребление


О

    Заполните таблицу:

Вопросы:

Изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар

Рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого

Решение проблем безработицы путем создания

биржи труда

Установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией

Проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже

Снижение уровня инфляции на 3 %

Поведение формы в условиях увеличения конкуренции

Действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией

Совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий

    Заполните таблицу

Экономические системы

Характерные черты

Развитие технологии

Роль государства в экономике

Формы собственности

Права населения

5. Заполните таблицу

Национальные модели экономики

Характерные черты

Американская

Шведская

Японская

Российская

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ »

1. Работа с основными понятиями темы

Найди соответствия

3

Экстенсивный рост

это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

4

Факторы производства

средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни

5

Интенсивный рост

это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП

6

Экономическое развитие

резкое падение производства

7

Экономический цикл

это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

8

Экономический кризис

увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности

    1. Открытые задания с кратким ответом

    Исправь ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное увеличение номинального и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения. Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет.

    Заполни логическую схему:

Факторы экономического роста

ТРУД

……..

полезные ископаемые, энергетические ресурсы, сельское хозяйство

    Заполни сравнительно-обобщающую таблицу:

роста

Экстенсивный рост

Интенсивный рост

    Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

    строительные машины А. Земля

    каменный уголь Б. Капитал

    пашня В. Труд

    фермер

    фабрика

5.Что относится к капиталу как к фактору производства:

1) завод

2) квалифицированные работники

3) станки

4) информация

5) инструменты

    1. Задания с выбором ответа

ТЕСТ:

    Что отличает товарное производство от натурального:

    используются машины и оборудование

    увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

    продукция производится для продажи

    существует разделение труда

    Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

    национальный доход

    валовый внутренний продукт

    производительность труда

    валовый оборот

    Верны ли суждения?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развития.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

А. Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    1. Открытые задания с развернутым ответом

    Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.

    Объясните смысл фразы «Бедные страны остаются бедными по причине своей бедности».

    Что называется экономическим кризисом? Почему современные экономические кризисы не такие острые и разрушительные как прошлые?

    Назовите и раскройте причины экономических кризисов? Приведите примеры.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Если хочешь помочь бедняку, не давай ему рыбу – дай ему удочку».

    Задачи

    Рассчитайте экономический рост страны

А) реальный ВВП 2005 г. составил 480 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 512 млрд. рублей;

Б) реальный ВВП 2005 г. составил 7001 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 7014 млрд. рублей;

Каков экономический рост страны в 2006 г.?

    Рассчитайте экономический рост страны.

А) номинальный ВВП 2003 г. составил 3002 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2004 г. составил 5127 млрд. рублей;

цены в 2003 г. выросли в 1,7 раз;

цены в 2004 г. выросли в 2,5 раза;

Каков экономический рост страны в 2004 г.?

Б) номинальный ВВП 2004 г. составил 679 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2005 г. составил 3500 млрд. рублей;

цены в 2004 г. выросли в 3 раза;

цены в 2005 г. выросли в 2 раза;

Каков экономический рост страны в 2005 г.?

3. Сравните.

А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %,

а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?

Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?

4. Вычислите индекс человеческого развития.

А) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,54, индекс уровня образования = 0,75, индекс ВВП = 0,56.

Б) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,73 , индекс

5. Определите фазы экономического цикла по динамике ВВП.

А) 1990 г. 100

1991 г. 103

1992 г. 103,1

1993 г. 102,9

Б) 1995 г. 103,7

1996 г. 103,1

1997 г. 102,6

1998 г. 99,6

1999 г. 104,1

2000 г. 102,0

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

«СОБСТВЕННОСТЬ»

1. Работа над статьями 209,210,212,213-215 ГК РФ.

Составить схемы по вопросам:

    Содержание права собственности.

    Субъекты права собственности.

    Формы собственности

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, поль­зования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совер­шать в отношении принадлежащего ему имущества лю­бые действия, не противоречащие закону и иным право­вым актам и не нарушающие права и охраняемые зако­ном интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, отдавать имущест­во в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землеи и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом... осуществляются их соб­ственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов других лиц...

Статья 210. Бремя содержания имущества Собственник несет бремя содержания принадлежа­щего ему имущества, если иное не предусмотрено зако­ном или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, го­сударственная, муниципальная и иные формы собст­венности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридиче­ского лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муни­ципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юриди­ческих лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц мо­жет находиться любое имущество, за исключением от­дельных видов имущества, которое в соответствии с за­коном не может принадлежать гражданам или юриди­ческим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящего­ся в собственности граждан и юридических лиц, не ог­раничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом...

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федераль­ная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федера­ции - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным

округам (собственность субъекта Российской Федера­ции).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находя­щиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью...

3. Имущество, находящееся в государственной соб­ственности, закрепляется за государственными пред­приятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

4. Средства соответствующего бюджета и иное государ­ственное имущество, не закрепленное за государствен­ными предприятиями и учреждениями, составляют го­сударственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, ус­тановленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также дру­гим муниципальным образованиям, является муници­пальной собственностью...

3. Имущество, находящееся в муниципальной собст­венности, закрепляется за муниципальными предприя­тиями и учреждениями во владение, пользование и рас­поряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными пред­приятиями и учреждениями, составляют муниципаль­ную казну соответствующего городского, сельского по­селения или другого муниципального образования....

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муници­пальных образований - органы местного самоуправле­ния.

2. Работа с текстом.

    Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

    Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

    О каких формах собственности идет речь в ситуации?

    Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? (Воспользуйтесь ст. 35 Конституции РФ - Приложение 4)

Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран­ды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

- Наверно, в капкан попался? - спросил наконец он.

- Так точно, господин Клопс. Жрал малину и попался в капкан.

- Так, так, - промычал Клопс. - Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

- И не жрал вовсе, а ел, - поправил его Незнайка.

- Ох ты, какой обидчивый! - усмехнулся господин Клопс. - Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

- Ну зачем... Захотел кушать.

- Ах, бедненький! - с притворным сочувствием воскликнул Клопс. - Захотел ку­шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

- Почему не моя? - ответил Незнайка. - Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопе чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

- Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! - закричал он. - Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

- Какая такая частная собственность?

- Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? - спросил подозри­тельно Клопе.

- Почему не признаю? - смутился Незнайка. - Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де­ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

- Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря­мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! - разорялся Клопс, размахивая ру­ками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Конституция РФ. Статья 35. Право частной собственности охраняется...

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

3. Заполните таблицу с помощью учебника

Первоначальные способы приобретения права собственности

Краткая характеристика

Хозяйственная и трудовая деятельность

Находка

Сбор общедоступных вещей

Обнаружение клада

Приобретательная давность

4. Прочитайте выдержки из Конституции РФ

Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Какие формы собственности существуют в России? В чем состоит содержание права собственности? Какие основания приобретения и прекращения права собственности вы знаете?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

«ПРОИЗВОДСТВО»

    На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    К факторам производства относятся:

___________________;

капитал;

___________________.

    Инвестиции принято делить на три вида:

___________________;

___________________;

инвестиции в основной капитал.

    Свойствами ресурсов являются:

мобильность;

__________________.

    К показателям эффективности производства относятся:

__________________;

материалоемкость;

__________________.

    Чтобы стать предпринимателем, нужны такие качества, как:

____________________;

ответственность за реализацию решений;

____________________.

2. Заполните таблицу:

Сектора экономики

Содержание

Первичный

Вторичный

Третичный

Факторы производства, первичные факторы производства, вторичные факторы производства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы, денежный капитал, реальный капитал.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

«РЫНОК»

1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятие

Определение

Конкуренция

Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому

Кредитная карточка

Металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью

Обмен

Выпуск новых партий бумажных денег

Эмиссия

Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска

Монеты

Именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг

Товар

Ж

Форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

Инфляция

З

Денежное выражение стоимости товаров и услуг

Цена

И

Продукт труда, удовлетворяющий какую либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.

Предложение

К

Соперничество между участниками рынка

Рынок

Л

Намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене

Спрос

М

Намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Способами обмена являются:

__________________;

денежный.

    В истории и современности выделяют типы денег:

________________;

________________;

________________.

    По темпам инфляции может быть:

________________;

галопирующая;

    Признаками денег являются:

портативность;

_______________;

стабильность;

_______________.

    Деньги выполняют три функции:

средство обращения;

_________________;

_________________.

    Цены бывают нескольких видов:

__________________;

розничные;

__________________;

3. Заполните таблицу.

Типы денег

Достоинства

Недостатки

Вещи

Металлические

Монеты

Бумажные

Электронные

4. Заполните таблицу.

Виды конкуренции

Отличительные черты

Совершенная

Несовершенная

Монополистическая

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

«ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА»

1. Установите соответствие между понятием и определением

Понятие

Определение

Профицит бюджета

А

Воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы

Государственное регулирование экономики

Б

Средства связанные с формированием и использованием государственного бюджета

Налог

В

Ежегодный финансовый план доходов и расходов государства

Дефицит бюджета

Г

Ситуация, когда расходы бюджета равны доходам

Сбалансированный бюджет

Д

Превышение доходной части бюджета над расходной

Налоговая система

Ж

Превышение расходной части бюджета над доходной

Обслуживание долга

З

Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета

Бюджет

К

Выплаты процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы

Государственные финансы

Л

Обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами

Секвестр

М

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Целями государственного регулирования экономики являются:

_______________;

_______________;

сокращение безработицы;

________________.

    Средствами государственного регулирования экономики являются:

________________;

административные средства;

________________.

    По структуре бюджет состоит из:

_______________.

    Способами покрытия дефицита бюджета являются:

_________________;

_________________.

    Налоги бывают двух видов:

косвенные.

3. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Государственное регулирование экономики», средства регулирования экономики, правовые средства, административные средства, финансовые средства, бюджет, структура бюджета, доходы, расходы, способы покрытия дефицита бюджета, секвестр, эмиссия, дополнительные источники доходов, государственный долг.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

«ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ»

1. Заполните таблицу.

Форма оплаты труда

Описание

Сдельная форма

Премиальная форма

2. Заполните таблицу.

Доходы

Описание

Денежные доходы

Натуральные доходы

Совокупные доходы

Номинальные доходы

Располагаемые доходы

3. Составьте схему, используя следующие понятия.

Безработица, причины безработицы, виды безработицы, служба занятости, структурная, фрикционная, циклическая, частная, скрытая, застойная, технологическая безработица, направления деятельности службы занятости.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

1. На основе материала учебника охарактеризуйте понятия, заполнив пропуски текста.

    Разновидностями международных экономических отношений являются:

международная торговля;

____________________.

    Интернационализация измеряется рядом показателей:

участием в мировой торговле;

_________________________;

_________________________;

объемом экспорта товаров и услуг на душу населения;

_________________________;

долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых;

_________________________;

размером экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

    Различают два вида либерализации экономической деятельности:

_________________________;

внешнеэкономическую либерализацию.

2. Заполните таблицу.

Этапы развития мировой экономики

Характерные черты

Первая половина ХХ в.

50-70-е гг. ХХ в.

80-е гг. ХХ в.-начало ХХI в.

3. Заполните таблицу.

Глобальные проблемы

Влияние на мировую экономику

Демографическая

Экономическая отсталость развивающихся стран

Экологическая

СЛОВАРЬ

ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

    реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;

    номинальный ВВП - объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;

ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.

ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.

Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.

Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая сфера общества – разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономические величины – показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.

Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.

Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.

Экономический кризис – резкое падение производства.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    . Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.

    Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007

    Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)

    Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.

    Экономическая школа. Вып. 2. 1992.

Все деньги должны обладать следующими св-вами:

· делимость -деньги должны подразделяться на более мелкие составные части

· портативность- деньги должны быть удобными в обращении,портативности и прочие

· долговременность- все деньги должны обладать физ.долговечностью

· узнаваемость- деньги должны отличаться от всех других видов активов

· стандартизированность- денежные единицы одних стран идентичны ден.ед.другой страны

Функции денег:

· мера стоимости

· средство платежа

· средство обращения (Т-Д-Т; формула спекуляции:Д-Т-Д,с развитием банк.дела и кредитного обращения: Д-Д-Д")

· средство накопления

· мировые деньги-деньги,применяемые для расчетов между странами

в этой фун-ции (мировых денег) участвуют два вида денег:

Свободно-конвертируемая валюта(СКВ): доллары,фунты,йены

Международные единицы расчета:евро

Происхождение денег:

Существуют две концепции происхождения денег:

· рационалистическая: деньги появились в рез-те договора между людьми

· эволюционно-историческая: деньги появились самостоятельно в рез-те длительного эволюционного процесса(то есть люди не договаривались между собой)

Эволюция денег:

· первобытные деньги или протоденьги: появление денег с выполнением функций случайных товаров (ракушки,шкуры)

· 7 век до н.э: появление металлических денег (без номинала, то есть стоимости, ценился вес монеты)

Преимущества металлических денег:

· сохраняемость,то есть сопротивляемость внешнему воздействию

· легко делать стандартный ден.элемент

· ценность определяется стоимостью металла,из которого выпускается монета

· трудно подделать

· делимость, то есть возможность делить монету без потери ценности

· редкость

· 17 век н.э.: появление бумажных денег (впервые у китайцев в 1 веке)

Причины появления бумажных денег:

Неудобство использования монет

Отставание добычи золота от про-ва,то есть производили товаров больше,чем было в обращении

Отсутствие эконом.эластичности в золоте

Стирание и износ монет

Сознательная порча гос-вом монет (добавление примесей)

· 1970: появление безналичных денег

· начало 21 века: появление электронных денег для удобства платежей и сокращения денежной массы в обращении.

Формы денег:

· полноценные или металлические деньги (деньги,выпущенные из благородных металлов,стоимость этих денег никогда не будет уменьшаться,а будет увеличиваться)

· неполноценные деньги(или заменители денег или знаки стоимости):

Наличные деньги

Безналичные деньги

Особенности неполноценных денег:


· отсутствует внутренняя стоимость

· номинальная стоимость превышает реальную

· бумажные деньги могут обесцениваться, золотые никогда

· невозможно использовать как товар

ВИДЫ ДЕНЕГ:

· наличные деньги- деньги,находящиеся в обращении в определенной стране или в ряде стран (в России к наличным деньгам относятся:российский рубль и копейка,которые явл.банкнотами и монетами ЦБ РФ)

· кредитные деньги:

1.Вексель- обязательство должника в уплате определенной суммы денег.

Виды векселей:

-простой(соло) вексель:письменное обязательство должника об уплате определенной суммы долга в указанный срок.

Простой дисконтный вексель-вексель,в тексте которого указывается условие начисления процентов на вексельную сумму.

Простой учётный вексель-вексель, в тексте которого не указывается условие начисления процентов на вексельную сумму.

-переводной вексель(тратта):вексель,фактическим плательщиком которого назначается третье лицо.

Казначейский вексель: денежное обяз-во,выпущенное гос-вом

Финансовый вексель: ден.обяз-во,выпущенное финансо-кредитными орг-ями

Дружеский векселя: векселя,выставляемые друг на друга(вместо ден.ср-в две орг-ции выписывают друг другу векселя)

Бронзовые или дутые векселя:векселя,не имеющие фактического обеспечения

особенности векселя как денег: срочность (вексель имеет ограниченный срок хождения не более одного года), абстрактность (в векселе не указывается вид сделки), бесспорность (вексель должен быть обязательно принят к оплате), оборачиваемость (вексель можно передавать в качестве платежного сред-ва третьим лицам).

2. Банкноты - ден.обяз-ва гос-ва,выпущенные путём переучёта векселей (неограниченный срок хождения)

3. Чеки - разновидность переводного векселя,который вкладчик выписывает на банк.

Именные: чеки,выписанные на одно лицо без права передачи

Ордерный:чеки,выписанные на опред.лицо с правом передачи

Расчетные или предъявительские чеки: чеки,денежная сумма по которым выплачивается любому предъявителю чека.

4. Кредитные банковские карты - карты,которые дают возможность осуществить расчеты без наличных денег.

· действительные деньги -деньги,сделанные из благородных металлов и наделенные гос-вом принудительным курсом

· деньги безналичного оборота:

Аккредитив: обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет определенные платежи

Денежный аккредитив:приказ банка банку о выплате держателю аккредитива определенной суммы денег

Дебитовые банковские и платежные карты: те карты,дающие совершать оплату только в пределах той суммы,которая находится на этой карте.

Денежная масса- совокупный объём платежных и покупательных средств,находящихся в обращении в определенной стране.

Величина денежной массы зависит от двух факторов:

· кол-ва денег(чем больше денег,тем больше ден.массы)

· скорость обращения

Ден.масса оценивается с помощью ден.агрегатов.

Две группы ден.агрегатов:

· ден.агрегаты России

· ден.агрегаты зарубежных стран

Денежные агрегаты зарубежных стран:

· М1 : в него включаются наличные деньги и сред-ва на счетах до востребования

· М2 : М1+вклады в коммерч.банк сроком хранения до 5 лет

· М3 =М2+все вклады в банк и специализированных кредитных институтов сроком хранения свыше 5 лет

· М4 : М3+ депозитные сертификаты крупных коммерч.банков

Российские денежные агрегаты:

· М0 :в него включаются наличные деньги

· М1 :М0+средства на расчетных,текущих и счетах до востребования коммерч.банков

· М2: М1+ все средства на накопительных и сберегательных счетах в коммерч.банках

· М3 : М2+облигации гос.займа и депозитные сертификаты коммерч.банков

· М2Х=М2"=L : в него включаются М1+все вклады в иностр.валюте,находящиеся в коммерч.банках.

Товары находятся в обращении с определенной ценой, а деньги - с определенной стоимостью. Количество денег, необходимое для обращения товаров в течение данного периода времени, равно сумме цен товаров, деленной на среднее число оборотов одноименных денежных единиц. Сумма денег, необходимая для обмена продуктов труда, зависит от количества товаров, движения их цен и скорости обращения денег. Таков объективный закон обращения золотых денег.

Золотые монеты, выполняя функцию обращения, находятся в непрерывном движении и постепенно изнашиваются. Уменьшается их вес, появляется различие между номинальным и реальным содержанием монеты. Однако, продолжая находиться в обращении, монета по-прежнему реализует цены товаров в соответствии со своим номиналом, поскольку свою функцию средства обращения она выполняет мимолетно. В результате этого монеты становятся знаком, символом, представителем своей первоначальной стоимости. Поэтому в качестве обращения полноценные монеты могут быть заменены знаками стоимости, знаками золота.

Бумажные деньги представляют собой знаки золота. Они являются заместителями золота в обращении. Выпускает их государство, которое наделяет их номинальным золотым содержанием. Однако реальная покупательная способность бумажных денег зависит от их количества в обращении по сравнению с количеством золота, требуемого для обращения товаров. Если количество бумажных денег будет соответствовать количеству золотых денег, необходимых для обращения товаров, то они будут обладать той же покупательной способностью, что и золотые деньги. Если бумажных денег будет выпущено, предположим, вдвое больше, чем требуется золотых денег для обращения данного количества товаров, то они обесцениваются. В таком случае каждая бумажноденежная единица будет представлять только половину стоимости соответствующей золотой единицы. В результате цены товаров возрастут вдвое, деньги обесцениваются. В нашей стране деньги не обеспечены.

Бумажные деньги не являются деньгами в широком смысле, а являются заменителями денег (банкноты раньше в любой момент можно было обменять на золото, но потом банки отказались от этого). Бумажные деньги заменяют деньги не полностью. Они не выполняют последние 3 функции денег.

Современные деньги - это могут быть кредитные деньги. В настоящее время наличные деньги вытесняются безналичными денежными расчетами. Более 90 % товарных сделок происходит по безналичному денежному расчету. Электронные и пластиковые деньги (карточки) для потребителей рынка являются заменителем денег.

В элементарной форме организации экономики -- хозяйстве -- естественной формой богатства выступает натуральный продукт -- материальное благо, имеющее, во-первых, потребительную ценность и, во-вторых, являющееся результатом труда.

Потребительная ценность продукта -- это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным физическим или другим свойствам.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство.

Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса Производство продукта, определяет объем предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.

Но всякая ли вещь может являться товаром? Нет, только та, которая изготовлена или опосредована трудом человека. Рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т. Е. осуществят определенные трудовые затраты.

И, что не менее важно, товар должен быть, не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т. Е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. (Подарок, хотя и произведен вами для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Теперь можно дать определение товара, отметив, что это есть вещь или услуга, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена (продажи на рынке) на другой товар. Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда, каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т.е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях).

Подобное равенство, меновое соотношение ежедневно и миллиарды раз повторяется в практике на рынке. И люди обычно не задумываются над тем, что скрыто от их глаз: почему вещи приравниваются друг к другу и что лежит в основе каждого конкретного равенства. А вот экономическую теорию вопрос, чем определяются соотношения обмена или меновые стоимости, волновал со времен Аристотеля и волнует до сего дня.