Строительный портал - NativeStudio

Радиус обслуживания школы и детского сада. Проекты многоквартирных домов

Участок для строительства школы выбирается сухой, с глубоким залеганием вод, с почвой, легко пропускающей влагу и воздух (песчаная, супесчаная, каменистая). Лучшим является участок, возвышающийся над остальной местностью со склоном для стока дождевой воды.

Школы нельзя размещать в непосредственной близости к источникам шума или загрязнения воздуха и почвы (фабрики, заводы, склады горючего, гаражи, свалки и др.), а также к местам большого скопления людей (рынки, вокзалы, зрелищные учреждения и пр.). Расстояние от указанных объектов до школьного здания должно быть не менее 0,5 — 1,0 км. Располагать его надо так, чтобы господствующее в данном микрорайоне направление ветров было от здания школы (с надветренпой стороны).

Школы-интернаты, в которых обучаются дети с отклонением от нормального развития (глухие, слепые, слабовидящие, умственно отсталые, с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата), а также дети физически ослабленные, страдающие хронической туберкулезной интоксикацией, ревматизмом, нервными расстройствами, целесообразно размещать на окраине населенного пункта или за чертой города, в лесу, парковой зоне, поближе к водоемам. Чистый здоровый воздух зеленых массивов обеспечивает наиболее благоприятные условия для физического развития детей и подростков с отклонениями в состоянии здоровья.

Большая плотность застройки и загрязнение атмосферного воздуха городов часто затрудняют правильный выбор участка под строительство школы.

В городах предлагаются четыре варианта размещения школ:

Внутри квартала (жилые дома расположены по его периметру).

Внешнее торцовое (меньшая сторона школьного участка граничит с улицей).

Внешнее фронтальное (большая часть школьного участка граничит с улицей).

Угловое (две смежные стороны школьного участка граничат с улицей).

Лучшим является первый вариант. При внутриквартальном размещении обеспечиваются благоприятные условия микроклимата на участке и в здании школы, защита от пыли и уличного шума. Кроме того, близость школы к жилым домам, а следовательно к семье, облегчает проблемы воспитания учащихся и организации отдыха детей во внеурочное время, предупреждает уличный травматизм.

В крупных городах жилые кварталы образуют микрорайоны большой площади.

На рис. 3 представлены четыре варианта размещения школ в кварталах и микрорайонах.

Размещение школ на межквартальных и внутриквартальных проездах с постоянным интенсивным движением, а также вблизи гаражей нежелательно из-за загрязнения воздуха, значительного уровня шума, опасности уличного травматизма.

В крупных городах школы лучше всего размещать внутри квартала вдали от транспортных проездов и гаражей, в расстоянии 100 - 170 м от межквартальных проездов и не менее 25 - 30 м от гаражей.

Городские школы II и III климатических районов надо размещать таким образом, чтобы расстояние от них до жилых домов для учащихся младших классов не превышало 0,5 км в один конец, а для старших - не более 1,5 км. В I климатическом районе расстояние от школы до жилья для учащихся I-VIII классов 0,3 км; для учащихся IX - X классов соответственно 0,4 и 0,5 км. В IV климати­ческом районе радиус обслуживания школ 0,4 км.

Сельские школы, обслуживающие одновременно несколько деревень, можно размещать на расстоянии 3-5 км от жилья, но только при условии организованного подвоза детей в школу и обратно

Учреждения культурно-бытового назначения призваны удовлетворить все запросы населения в сфере быта и отдыха. Система обслуживания включает в себя следующие основные группы учреждений: административно-общественные, лечебно-физкультурные, культурно-просветительные, зрелищные, торгово-бытовые и учреждения массового отдыха. Они должны охватывать селитебные территории, зону приложения труда и зону отдыха. Эти учреждения являются центрами тяготения, поэтому очень важно правильно их разместить.

Все учреждения обслуживания населения имеют разную периодичность посещения, в зависимости от которой в градостроительстве принята ступенчатая система культурно-бытового обслуживания. Все учреждения по периодичности использования их населением разделены на три ступени с установлением расстояний или времени подхода и подъезда, обеспечивающего наибольшие удобства для населения.

Учреждения повседневного пользования - детские ясли-сады, общеобразовательные школы, поликлиники, магазины, столовые, кафе, приемные пункты бытового обслуживания, жилищно-эксплуатационные организации и другие учреждения, посещаемые населением особенно часто, удовлетворяющие его потребности в предметах первой необходимости.

Эти учреждения должны располагаться в каждом микрорайоне или в группе микрорайонов, не разделенных магистральными улицами. Радиус обслуживания ими населения принимается не более 500 м.

Учреждения периодического пользования - кинотеатры, универмаги, спортивные сооружения, библиотеки, клубы. Эти учреждения обслуживают группы жилых районов или городской район. Этими учреждениями жители пользуются систематически. Они располагаются в районном общественном центре, в пределах пешеходной доступности или затрат времени на проезд в общественном транспорте не более 15 мин.

Учреждения эпизодического пользования - административно-деловые комплексы, музеи, театры, выставки, концертные залы, картинные галереи, большие специализированные магазины, больницы, рестораны. Учреждения эпизодического пользования располагаются в составе общегородского центра, а частично - в пригородной зоне. Они обслуживают население всего города с расчетом максимальных затрат времени на общественном транспорте 20…30 мин.

Размещение учреждений культурно-бытового обслуживания и их количество определяется по СНиП 2.07.01-89* и СНиП 2.07.02-89.

При проектировании системы обслуживания в городе необходимо учитывать особенности демографической структуры, бюджета времени населения, социальную, возрастную и профессиональную структуры, роль города в системе расселения, требования к перспективному развитию сферы обслуживания. Рациональное размещение торговых центров и предприятий на территории города значительно сокращает непроизводительные затраты времени на домашний труд и увеличивает долю свободного времени, позволяет населению широко использовать предприятия сферы общественного обслуживания.

Стандартное обслуживание включает в себя универсамы, комплексные пункты питания, магазины. Специализированное (избирательное) обслуживание осуществляется в торговых центрах городского значения (крупные универмаги, специализированные магазины, торговые комплексы, рестораны, дома отдыха, салоны красоты и т.д.) и удовлетворяет разнообразные запросы и вкусы людей. Транспортная доступность - 20…30 мин. Для больших городов радиусы доступности могут быть несколько увеличены при условии, что центры удобно расположены по пути следования от остановок транспорта к жилым домам. Связь транспортных коммуникаций и торговых центров создает большое удобство пользования ими, поэтому целесообразно создание общественно-транспортных центров.

Развитая и взаимосвязанная система общественных центров включает в себя общегородские и специализированные центры, центры микрорайонов. В общественный центр микрорайона входят учреждения культурно-бытового обслуживания местного значения одного или нескольких микрорайонов, размещенных в пределах территорий, ограниченных магистральными улицами общегородского значения. Кроме того, в общественном центре микрорайона могут располагаться общественные здания и сооружения районного и городского значений, зеленые насаждения общего пользования, а также площадки для стоянки автомобилей.
При размещении учреждений обслуживания учитываются климатические условия. Например, в условиях жаркого климата необходимо соблюдать условия затенения и проветривания. Для районов с суровым климатом со среднемесячной температурой воздуха наиболее холодного месяца – 32 °С все жилые дома и предприятия обслуживания соединяют отапливаемыми переходами с естественным освещением. Для зданий выбирается ориентация с максимальным использованием естественного облучения помещений.

В перспективе намечается создание в городах многофункциональных общественно-торговых комплексов в единой системе с транспортными узлами и зданиями учреждений, гостиниц и др. Четкое разделение пешеходных и транспортных путей сообщения может быть достигнуто при широком использовании подземного пространства. При планировке и застройке общественных центров следует предусматривать кооперацию учреждений и применять многоуровневые объемно-пространственные решения.

Рациональное размещение сетей обслуживания в городе повышает степень общего благоустройства города и способствует улучшению условий жизни людей.
Жилищный фонд - одна из наиболее сложных отраслей городского хозяйства, требующая дальнейшего совершенствования эксплуатации и новых форм управления с использованием автоматики, телемеханики и вычислительной техники.

Для совершенствования эксплуатации домов повышенной этажности со скоростными лифтами, с автоматическими системами дымоудаления и пожарной сигнализации, сложным подземным инженерным оборудованием необходимо создание комплексной объединенной диспетчерской системы (ОДС) контроля и управления инженерным оборудованием. ОДС может контролировать работу всех основных видов инженерного оборудования и предусматривает двустороннюю громкоговорящую связь диспетчера с пассажирами в кабине лифта, с жильцами в каждом подъезде дома, с техническими помещениями микрорайона, автоматические запирающие устройства (АЗУ) подъездов, работу лифтов, дежурного освещения территории РЭО, температуру теплоносителя ЦТП и котельных.

ОДС предусматривает подсистемы контроля расхода воды, загазованности, затопляемости помещений и коллекторов и др. Применение ОДС помогает своевременно обнаружить и устранить неисправности в подземных инженерных коммуникациях. Для обеспечения срочного устранения любых неполадок и контроля над безопасностью во дворах и у подъездов планируется устанавливать видеокамеры дистанционного наружного наблюдения с переговорными устройствами, связанные с дежурной диспетчерской службой. Первый опыт подобного оснащения жилых районов предполагается провести в Москве.
1.8. Структура и размещение селитебной территории

Важное место в планировочной структуре города занимает селитебная территория. На ней располагается жилая застройка с необходимыми учреждениями обслуживания, общественными центрами, зелеными насаждениями и отдельными предприятиями, санитарная характеристика которых допускает их расположение в селитебной зоне.

Для жилой застройки выделяют два основных уровня - жилой район и микрорайон (квартал). Жилой район проектируют на уровне детальной планировки, а микрорайон (квартал) - на уровне проекта застройки. В исторических зонах городов элементами структурной организации селитебной территории принимают кварталы, группы кварталов, ансамбли улиц и площадей.

Жилой район представляет собой структурный элемент селитебной территории площадью от 80 до 250 га. В состав селитебных территорий входят жилые районы или их группы с численностью населения около 150 тыс. чел. и более, имеющие общую архитектурно-планировочную организацию. Границами их являются естественные и искусственные рубежи: реки, каналы, водоемы, массивы зеленых насаждений, магистральные улицы, дороги общегородского значения и т. п. Жилой район включает в себя общественный центр, где сосредоточены учреждения периодического пользования, и специализированные центры. Комплексы этих учреждений и предприятий обслуживания должны быть расположены вдоль пешеходных дорог, улиц и площадей. В пределах жилого района радиус обслуживания учреждений и предприятий принимают не более 1500 м. В малых городах один жилой район может включать в себя всю селитебную территорию.
Микрорайон {квартал) - структурный элемент жилой застройки площадью не более 80 га (как правило 10 …60 га), не расчлененный магистральными улицами и дорогами. В пределах микрорайона размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования. Наилучшая организация жилого района предполагает членение его на микрорайоны. Районы сложившейся застройки допускается формировать из кварталов. Микрорайон представляет собой основную структурную единицу жилой застройки. Идеи создания микрорайонов зародились в период возникновения укрупненных кварталов Харькова, Запорожья, Санкт-Петербурга в 30-х гг. XX в.

В этом же направлении предложил развивать жилую среду города известный французский архитектор Ле Корбюзье, создав в 1937 г. для Парижа проект реконструкции «антисанитарного района № 6» и в 1947 г. для Марселя проект жилой единицы. В его проекте большие группы зданий на столбах были свободно расположены среди зелени. Зона под зданиями использовалась для пешеходов. На свободных пространствах размещались детские учреждения, кинотеатры, спортивные площадки. Плоские крыши домов превращались в площадки для игр и солярии. Комплексное обслуживание максимально приблизилось к жилью. В этом основное отличие микрорайона от прежней структуры организации жилой среды.

В современном микрорайоне могут проживать 10… 20 тыс. чел. и более, в зависимости от размера города. Территория микрорайона определяется в границах межмагистральных территории, установленных красными линиями, при обеспечении доступности для населения основных объектов обслуживания микрорайонного значения на расстоянии 500 м. Границами микрорайона являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи. В микрорайоне должны располагаться все учреждения культурно-бытового обслуживания, удовлетворяющие повседневные запросы населения. Радиус обслуживания школ детских дошкольных учреждений назначают в соответствии с табл. 5 СНиП 2.07.01-89*.

Микрорайоны должны быть связаны с общественным центром как транспортными, так и пешеходными путями, которые по возможности должны иметь минимальное число взаимных пересечений. Хорошо должна быть налажена связь между микрорайонами и объектами общегородского центра, а также с другими элементами планировочной структуры города: промышленной зоной, зоной внешнего транспорта, зоной отдыха. Основная нагрузка падает на общественный транспорт. Для создания его сети определяются оптимальные расстояния от жилых домов до остановок общественного транспорта, интервалы и скорость его движения. Также выбираются места парковки автомобилей индивидуального пользования.

Жилые районы располагают исходя из функционального зонирования территории города. Однако размещение селитебной территории в планировочной структуре города зависит не только от градостроительных факторов, но и от конкретных климатических условий. Одним из важнейших критериев размещения селитебных территорий по отношению к промышленным зонам является господствующее направление ветра. Наиболее благоприятным считается расположение селитебной территории с наветренной стороны для господствующего направления ветров в отношении промышленных предприятий, выделяющих вредные вещества. Если город располагается на реке, то селитебная территория должна, располагаться выше промышленной зоны по течению реки. С точки зрения рельефа располагать селитебную территорию лучше на возвышенности, чем в низине, где могут скапливаться вредные газообразные отходы промышленных производств.
Промышленные предприятия размещают на территориях промышленных зон, районов, узлов. Их компонуют в блоки основных и вспомогательных производств с учетом отраслевых характеристик предприятий, санитарно-гигиенических и противопожарных требований к их размещению, подведения инженерных сетей, грузооборота и видов транспорта и очередности строительства. Промышленные зоны должны иметь рациональную транспортную взаимосвязь с жилыми районами при минимальных затратах времени на передвижение.

В пределах селитебной территории можно размещать только те промышленные объекты, которые не выделяют вредных веществ, не имеют взрыво- и пожароопасных производств, не создают дискомфортных условий в окружающей среде, не требуют подведения подъездных путей. Расстояние от границ участка промышленного предприятия до гражданских зданий и объектов отдыха при этом должно быть не менее 50 м.

Современные технологические и технические меры позволяют в значительной мере очищать и обезвреживать вредные выбросы в атмосферу, снижать уровень шума и ликвидировать другие вредные воздействия. Если после проведения этих мер на предприятии не обеспечиваются предельно допустимые для селитебной территории уровни концентрации вредных веществ и воздействий, то вокруг него предусматривают санитарно-защитную зону. Размеры таких зон устанавливают в соответствии с действующими санитарными нормами размещения промышленных предприятий, действующей Методикой расчета концентрации вредных веществ в атмосферном воздухе и требованиями СНиП 2.07.01-89*.

По своей санитарной характеристике все промышленные предприятия подразделяют на пять классов с разной шириной требуемых защитных зон. Для наиболее вредных предприятий ширина са-нитарно-защитных зон селитебных территорий составляет 300, 500 и 1000 м. Для менее вредных и безвредных предприятий ширина санитарно-защитной озелененной зоны составляет 100 и 50 м. Ее функции в этом случае может выполнять широкая, хорошо озелененная улица.

Господствующее направление ветра определяется по розе ветров, которая представляет собой векторную диаграмму, изображающую режим ветра в данном месте (рис. 1.2). Она составляется по результатам многолетних наблюдений за определенный месяц, сезон, год для всех населенных мест. Розу ветров строят по 8 или 16 румбам - основным географическим сторонам света. По этим направлениям в определенном масштабе откладывают в виде векторов значения повторяемости (в процентах общего числа наблюдений) направлений или значения средних и максимальных скоростей ветра, соответствующие каждому румбу. Концы векторов соединяют ломаной линией.

Розу ветров строят для данного пункта по результатам повторяемости ветров за самый жаркий месяц или самый жаркий квартал года. Это объясняется
тем, что в этот период создаются самые неблагоприятные санитарно-гигиенические условия: больше развивается болезнетворных микроорганизмов, хуже экологическое состояние воздушной среды вокруг промышленных предприятий. Поэтому селитебная территория должна располагаться так, чтобы на нее не распространялись в это время потоки загрязненного воздуха с территорий промышленных зон. Господствующее направление ветра соответствует самому большому вектору розы ветров, направленному к ее центру.

При взаимном размещении промышленных зон и селитебных территорий принимают во внимание степень опасности и вредности располагаемых промышленных производств. По этому принципу все производства подразделяют на три категории.

Промышленные производства I категории включают в себя взры-во- и пожароопасные, радиоактивные, связанные с разработкой полезных ископаемых производства. Селитебные территории располагаются от них на значительном удалении (до 20 км).

Промышленные производства II категории включают в себя промышленные предприятия средней производственной вредности. Их допускается располагать на периферии селитебных территорий с соблюдением необходимых санитарно-защитных зон.

Промышленные производства III категории включают в себя промышленные предприятия малой производственной вредности или совсем безвредные. Их допускается располагать на селитебной территории города.

В санитарно-защитной зоне не размещают жилые дома, учреждения здравоохранения, детские и спортивные учреждения, сооружения отдыха, сады, парки, огороды, садовые и дачные поселки. Санитарно-защитные зоны максимально озеленяют. В качестве зеленых насаждений используются породы выносливых к задымлению и влиянию вредных веществ деревьев и кустарников. В зависимости от ширины санитарно-защитной зоны (300… 1000 м) озеленение должно занимать 40…60% ее площади. Со стороны селитебной территории высаживают древесно-кустарниковые насаждения шириной не менее 50 м и 20 м - в зоне шириной 100 м.

При проектировании размеры селитебной территории составляют от 4 до 19 га на 1 тыс. чел. в зависимости от размера города, этажности застройки и климатического района.

Сущность принципа микрорайонирования заключается в том, чтобы каждый житель имел рядом со своей квартирой все учреждения, необходимые для удовлетворения повседневных культурно-бытовых потребностей, максимально удобно находящиеся в шаговой доступности.

Учреждения, обслуживающие жилые микрорайоны, должны быть, по возможности, равномерно размещены на территории микрорайона, чтобы обеспечить наилучшее обслуживание населения с минимальными радиусами пешеходной доступности.

Вся территория микрорайона условно разбивается на зоны обслуживания культурно-бытовыми учреждениями. В пределах этих зон производятся замеры минимальных и максимальных радиусов обслуживания (r mln и r max ).

Минимальный и максимальный радиусы обслуживания определяется путем замера на чертеже расстояний по реальным кратчайшим путям следования от наиболее близко и наиболее далеко расположенных жилых домов до учреждений обслуживания. Замер производится от парадной двери жилого дома до входной двери в учреждение.

Средний радиус обслуживания определяется по формуле:

r c = (r min +r max)/2 , где

r c - средний радиус зоны обслуживания (доступности), м;

r mln - минимальный радиус зоны обслуживания, м;

r max - максимальный радиус обслуживания, м.

Среднее t c и максимальное t max время, затрачиваемое жителями на подход к культурно-бытовым учреждениям, определяется по формулам:

t c = r c /v; t max = r max /v , где

t c и t max - среднее и максимальное время на подход к учреждению обслуживания, мин.

v = 66,7 м/мин. - скорость движения пешехода.

Результаты расчетов радиусов обслуживания и затрат времени на подход к учреждениям обслуживания представлены в Таблице 8.

Таблица 8. Радиусы облуживания культурно-бытовыми учреждениями и затраты времени населения

Наименование учреждений Радиусы обслуживания, м Затраты времени на подход от жилых домов, мин
средний min max среднее max
Школа 1 3,15 4,50
Школа 2 3,45 5,40
Дет. учреждение 1 3,52 6,00
Дет. учреждение 2 3,75 6,60
Дет. учреждение 3 2,85 4,80
Парикмахерская 1 3,60 7,20
Парикмахерская 2 3,67 7,05
Банк 2,40 4,80
Столовая 3,75 7,20
Стоянка 1 1,95 3,90
Стоянка 2 2,10 4,20
Магазин 1 3,82 7,50
Магазин 2 2,25 4,50
Магазин 3 4,35 8,70
Магазин 4 4,89 9,60
Магазин 5 3,73 7,35
Магазин 6 3,67 7,35

Анализируя полученные результаты, можно отметить, что при нормативных показателях среднего и максимального радиуса зоны обслуживания культурно – бытовыми учреждениями, в данном микрорайоне большинство предприятий расположены согласно требованиям. Однако следует отметить весьма не продуманное и нерациональное расположение почти всех культурно-бытовых учреждений.



Так школы следует размещать равномерно по территории микрорайона, в стороне от магистральных улиц. Концентрированное расположение школ и детских учреждений опасно в эпидемиологическом отношении и приводит к удлинению радиусов обслуживания этими учреждениями. В данном же микрорайоне это требование не соблюдается. Хотя максимальный радиус обслуживания школ и укладывается в норматив, их расположение является весьма неудобным.

Расположение большей части магазинов на окраине микрорайона вблизи красных линий приводит к значительному увеличению радиуса их доступности. Жители, поживающие на противоположных от этих учреждений краях микрорайона, вынуждены тратить много времени, что весьма неудобно.

Проверка условий освещений жилых домов и участков культурно-бытовых учреждений

Размещение и ориентация жилых и общественных зданий должны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территории учреждений обслуживания в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на здоровье жителей и на комфортности проживания в микрорайоне.

Расстояние между жилыми домами должно быть принято в соответствии с этажностью затеняющего здания. Между длинными домами, а также между жилыми и общественными зданиями расстояние должно быть не менее 2H, между торцами домов и домами башенного типа - не менее H (где H - высота дома).

Имеются также данные о том, что для домов это расстояние должно быть следующим: для 5-этажных - не менее 15 м; для 12-этажных - не менее 36 м, для 16-этажных - не менее 48 м. В данном микрорайоне, согласно измерениям, расстояние между домами не всегда соответствует нормативным санитарным требованиям.

Если рассмотреть микрорайон с точки зрения сторон света, можно отметить, что небольшая часть жилых домов имеет благоприятное расположение с ориентацией фасадных сторон с юго-запада на северо-восток, в связи с чем квартиры должны хорошо освещаться, в них не должно быть резких перепадов температур, что в свою очередь способствует образованию благоприятного микроклимата. Однако следует заметить, что некоторые дома выходят фасадами на север (на запад и восток - торцами), северная сторона недополучит солнечного света и тепла.

Благоприятное расположение имеет большая часть учреждений обслуживания микрорайона, т.к. они не затеняются стоящими рядом домами.

Заключение

В курсовом проекте был рассмотрен и проанализирован предложенный план микрорайона. Ниже приведены основные, полученные в результате расчетов, показатели:

1. Общая территория микрорайона - 24,89 га. Из них 17,69 га - жилая территория (71,07%) и 7,2 га - участки культурно-бытовых учреждений (28,93%);

2. Численность населения микрорайона - 10131 человек;

3. Жилой фонд - 136780,8 м 2 ;

4. Средняя этажность - 8 этажей;

5. Общие капитальные вложения - 2979,91 млн. руб.;

6. Ежегодные эксплуатационные расходы - 73067,86 тыс. руб.

Микрорайон является весьма благоприятным для проживания. Густота застройки укладывается в нормативные показатели, радиус обслуживания так же в пределах нормативных значений. Большую часть территории жилого микрорайона занимает жилая территория, что является положительным фактором, а учитывая преобладание зеленых насаждений – положительный факт с точки зрения очищения воздуха от близлежащей магистральной улицы.

К недостаткам данного микрорайона можно отнести небольшое количество стоянок, что затрудняет парковку транспорта и приводит к загромжденности подъездов к жилым домам. Так же негативным является отсутствие спортивно-развлекательных учреждений, художественной школы, поликлиники, аптеки.

Весьма непродуманным является размещение некоторых культурно-бытовых учреждений. Так большая часть продуктовых магазинов сосредоточена в южной части микрорайона, что также неудобно и приводит к значительному увеличению радиуса обслуживания. Помимо всего прочего на территории отсутствует целый ряд предприятий обслуживания - почта, аптека и др.

Однако стоит отметить, что на территории микрорайона присутствует весьма удачно расположенный банк, расположенные в центре микрорайона гаражи и стоянки, а также столовая и парикмахерская.

Таким образом, анализируя всю территорию микрорайона в целом, можно сделать вывод о том, что культурно-бытовые и архитектурно-композиционные условия заданы в данном случае не всегда успешно, проектно-планировочная работа выполнена достаточно качественно, но небольшое количество площадей использовано нерационально.

Список использованной литературы

1. Давидович В. Г. Планировка городов и районов. - М: Стройиздат, 1964;

2. Методические указания к курсовому проектированию по дисциплине «Организация инфраструктуры города и региона». - М., ГУУ, 1999.

Совершенствование сферы обслуживания способствует не только удовлетворению запросов населения, но также существенно влияет на организацию и направленность многих социальных процессов нашего об­щества, в том числе и на рост производительности труда.

Система зданий культурно-бытового назначения по существу опреде­ляет ту материальную среду, которая позволяет человеку разумно ис­пользовать свое время, всесторонне развивать свои способности.

Правильная организация обслуживания населения и размещение сетей культурно-бытовых учреждений составляют одну из важнейших проблем цивилизованного общества.

Обслуживающие учреждения по своей специализации и значению в жизни города подразделяют на группы.

По специализации сеть городских учреждений делят на:

  • общественные и административно-хозяйственные учреждения (администрации, судебные органы, банки, сберегательные кассы, почта, телеграф, радио и т.д.);
  • культурно-просветительные учреждения (театры, клубы, кинотеатры,
  • библиотеки, музей, дома пионеров);
  • учебные заведения (общеобразовательные и специальные школы, училища, техникумы и вузы);
  • детские учреждения (сады и ясли);
  • учреждения здравоохранения (больницы, родильные дома, диспансе­ры, поликлиники, станции «Скорой помощи» и санитарно-эпидемиологи­ческие станции);
  • физкультурные и спортивные учреждения и сооружения (стадионы и спортивные площадки, спортивные залы, плавательные бассейны, водные
  • станции и др.);
  • учреждения и предприятия общественного питания и торговли (мага­зины продовольственных и промышленных товаров, рынки, столовые,
  • рестораны, закусочные);
  • предприятия коммунально-бытового обслуживания (бытовые мастер­ские, парикмахерские, прачечные и т. п.).

Принцип разме­щения учреждений культур­но-бытового обслуживания заключается в макси­мальном приближении этих учреждений к жилью, а сле­довательно, размещение их не по периметру, а внутри жилых массивов.

Чем чаще пользуется на­селение тем или иным учре­ждением, тем ближе оно должно быть расположено к жилью. Этим определяются нормативные радиусы действия учреждений культурно-бытового обслу­живания.

Все учреждения культурно-бытового обслуживания жилого района подразделены на три группы: первичного, повседневного и периодиче­ского обслуживания.

В соответствии с действующими нормами (СНиП П-К. 2-62) в груп­пе жилых домов в радиусе обслуживания до 300 м следует размещать детские ясли-сады и физкультурные площадки. В будущем здесь можно будет предусмотреть организацию службы бюро добрых услуг, выпол­няющего заказы на различные услуги - первичное обслуживание.

В микрорайоне в радиусе обслуживания до 500 м следует размещать школы, предприятия торговли и общественного питания, приемные пунк­ты прачечных и бытовых мастерских, физкультурные площадки, гаражи для индивидуальных автомобилей - повседневное обслуживание.

В жилом районе, как правило, желательна организация обществен­ного центра в радиусе обслуживания до 1500 м, который включает тор­говый центр или отдельные крупные предприятия торговли и общественного питания, клуб, кинотеатр, библиотеку, спортивный комплекс, поли­клинику - периодическое обслуживание.

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения:

в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных.

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

Здания (земельные участки) учреждений и

до красной линии

до стен жилых

до зданий общеобразовательных

предприятий обслуживания

в городах

в сельских поселениях

домов

школ, детских дошкольных и лечебных учреждений

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

По значению в жизни города учреждения делят на:

  • общегородские (театры, музеи, центральные библиотеки, центральные универмаги, крупные специализированные магазины и т. д.);
  • районные (административные и общественные организации, магази­ны, столовые, кинотеатры, районные библиотеки, поликлиники и т. д.);
  • микрорайонные, обслуживающие только сравнительно небольшие жилые комплексы (школы, детские сады-ясли, продовольственные мага­зины и т. д.).

При многоэтажной застройке иногда целесообразно размещать уч­реждения торговли и бытового обслуживания микрорайонов в первых этажах жилых домов. При этом следует отметить, что если первоначаль­но считалось удобным располагать торговые и бытовые предприятия, об­служивающие жителей микрорайона, внутри него, то в настоящее время представляется более целесообразным размещать их на границе микро­района и приближенными к остановкам общественного транспорта, что значительно расширяет сферу их действия и делает удобными для по­путного пользования при движении на работу и с работы.

Для того чтобы эти учреждения обслуживания были доступны всему населению, они должны быть равномерно распределены по всей террито­рии города. Однако равномерное размещение этих учреждений само по себе еще не создает рационального решения обслуживания.

Для этого необходима организация стройной системы, размещения культурно-бытовых учреждений и органическая взаимосвязь этого раз­мещения с планировочной структурой города. Необходимо точно опреде­лить место и значение каждого объекта системы обслуживания в зави­симости от характера и частоты пользования, его услугами. Чем чащепоявляется потребность в данном виде учреждений, тем ближе они должны быть к потребителю. И наоборот, учреждения, которые посещают сравнительно редко, могут иметь больший радиус обслуживания.

Система обслуживания должна охватывать как селитебную и про­мышленную зоны города, так и его пригороды. Она должна быть связана с планировочной структурой и размерами населенного места. В малых городах и поселках эта связь относительно проста, в крупных и боль­ших городах она значительно услож­няется.

В практике проектирования сов­ременных населенных мест зареко­мендовала себя так называемая сту­пенчатая система обслуживания, ко­торая наиболее полно обеспечивает удобства населения и создает благо­приятные условия эксплуатации са­мих учреждений. Согласно этой сис­теме культурно-бытовые учрежде­ния, в зависимости от места их рас­положения в городе, условно подраз­деляют на ступени.

Смысл ступенчатой системы об­служивания заключается в том, что­бы создать последовательный ряд учреждений, который, обслуживая определенный контингент населения, соответственно закреплял бы струк­турное членение городской террито­рии. Организация обслу­живания населения по ступенчатой системе и в связи с этим структура территории города зависят от его величины.

Административно-хозяйственные и общественные здания на террито­рии города размещают в зависимости от их значения: учреждения обще­городского значения в основном располагают в центральной части горо­да, учреждения районного и микрорайонного значения - в обслуживае­мых ими районах.

Таким образом, систему общественных центров города образуют общегородской центр, центры жилых районов и микрорайонов.

В малых городах может быть организован единый общественный центр. В средних городах система общественных центров состоит из го­родского центра и центров жилых районов. При этом городской центр может совмещаться с центром одного из жилых районов. В крупных и больших городах, кроме городского центра, организуют общественные центры селитебных и жилых районов. В больших и крупных городах учреждения общегородского значения многочисленны и разнообразны. Их не следует концентрировать только в центральной части города, так как чрезмерная концентрация общест­венных зданий влечет за собой перенасыщение центра потоками транспорта и пешеходов. Поэтому собственно центр города целесообразно формировать важнейшими общественно-политическими, административ­ными и культурно-просветительными зданиями.

Отдельные части общегородских центров крупных городов могут иметь некоторую функциональную специализацию. В комплек­се архитектурных ансамблей могут быть размещены правительственные здания городского или областного значения, театры и концертные залы музеи и выставки, универмаги, торговые пассажи, рестораны.

Торговые, спортивные,учеб­ные и другие общегородские уч­реждения выгоднеерасполагать на отдельных, наиболее удобных для них территорияхгородаи пригородной зоны, образуя цент­рыспециальногоназначения. В зависимости от конкретных ус­ловий эти центры можно группи­ровать или размещать раздельно. Таким образом, комплексная ор­ганизация обслуживанияпреду­сматривает переход от отдельных общественных зданий к их концентрированному размещению в виде общественных центров. Такое размещение дает возможность жите­лям города удовлетворить свои бытовые и культурные потребности в од­ном месте, затрачивая на это значительно меньше времени и энергии. Легче и рациональнее решается проблема транспорта и автостоянок. Применяемые при этом укрупненные кооперированные здания лучше отвечают современным требованиям технологии и экономичности строи­тельства и эксплуатации. Крупные центры формируют среди городской застройки разнообразные архитектурные ансамбли, чем обусловливают композицию планировки и застройки города в целом.

Общественные центры города должны размещаться на возвышенных и красивых местах городской территории, на берегах рек, водоемов. Они должны быть хорошо озеленены и изолированы полосами зеленых на­саждений от прилегающих магистральных улиц и автомобильных стоянок.

В составе общегородского центра следует предусматривать открытые площади для массовых демонстраций, митингов, народных гуляний, скверы для кратковре­менного отдыха.

Стремление избе­жать чрезмерной пере­грузки основных город­ских центров крупных городов привело к идее создания городских об­щественных центров специализированного профиля.

В зарубежной и со­ветскойградострои­тельной практике наи­большее распростране­ние получают комплек­сы предприятий торгов­ли, общественногопи­тания и бытовогооб­служивания - торго­вые центры Такие комплексыраз­нообразныхторговых предприятий, сконцент­рированных в одном месте, создают большие удобства для покупателей, представляют максимально разнообразный ассортимент товаров, позво­ляют широко применять новую технику и прогрессивные методы торгов­ли. С точки зрения строительства и эксплуатации такие комплексы эко­номичнее отдельных разрозненных зданий.

В зависимости от конкретных условий вместимость и состав торговых центров могут меняться. В связи с бурным развитием науки в нашей стране большое распро­странение получили учебные и научные центры. В промыш­ленных городах (Свердловске, Магнитогорске, Новокузнецке и др.) создают общественные центры промышленных районов. Большое значе­ние и широкое распространение в городах уже получили выставоч­ные и спортивные центры. Специализированный профиль этих центров совмещается с полным комплексным обслуживанием: на их территории размещаются столовые, рестораны, гостиницы и т. п.

В настоящее время разрабатывают проекты медицинских центров. В них намечается создание комплекса разнообразных лечебно-диагностических отделений с научными и учебными медицинскими учреждениями. Медицинские центры размещают вне селитебной территории, в зелени пригорода или лесопаркового пояса.

Комплекс городских специализированных центров, объединенных системой магистралей, бульваров, садов и парков, одновременно с реше­нием сложных функциональных задач облегчает создание пространствен­ной организации архитектурных ансамблей города.При разработке проектов планировки и застройки городов необходимо знать вместимость общественно-административных и культурно-бытовых зданий и размеры территории для них.

Пользоваться нормами необходи­мо с учетом индивидуальных осо­бенностей каждого города: его размеров, соответствующей пла­нировочной структуры, функцио­нального и административного назначения. Наконец, имеют значение и климатические особенности района. Предлагаемая ступенчатая система организации культурно-бытового обслуживания, нормативные данные для расчета вместимости и радиусов действия отдельных учреждений обслуживания, организация системы центров является лишь основой, к которой в каждом конкретном случае нужно подходить творчески, учитывая множество нюансов, которые мо­гут встретиться при проектировании новых и тем более реконструкции существующих городов.

Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке

СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений

5.4*. Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещаемыми в жилой застройке, как правило, следует принимать не более указанного в табл. 5*.

Таблица 5*

Учреждения и предприятия

обслуживания

Радиус обслуживания, м

Детские дошкольные учреждения 1* :

    в городах

в сельских поселениях и в малых городах, при одно- и двухэтажной застройке

Общеобразовательные школы 1

(500 для начальных классов)

Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий

Физкультурно-спортивные центры жилых районов

1500

Поликлиники и их филиалы в городах 2

1000

Раздаточные пункты молочной кухни

Аптеки в городах

То же, при одно- и двухэтажной застройке

Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения:

в городах при застройке:

многоэтажной

одно-, двухэтажной

в сельских поселениях

2000

Отделения связи и филиалы сберегательного банка

1* Указанный радиус обслуживания не распространяется на специализированные и оздоровительные детские дошкольные учреждения, а также на специальные детские ясли-сады общего типа и общеобразовательные школы (языковые, математические, спортивные и т.п.). Радиусы обслуживаний общеобразовательных школ в сельской местности допускается принимать по региональным (территориальным) строительным нормам, а при их отсутствии по заданию на проектирование.
2 Доступность поликлиник, амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов и аптек в сельской местности принимается в пределах 30 мин. (с использованием транспорта).
Примечания: 1. Для климатических подрайонов IА, IБ, IГ, IД и IIА, а также в зоне пустынь и полупустынь, в условиях сложного рельефа указанные в таблице радиусы обслуживания следует уменьшать на 30%.
2. Пути подходов учащихся к общеобразовательным школам с начальными классами не должны пересекать проезжую часть магистральных улиц в одном уровне.

5.5*. Расстояния от зданий и границ земельных участков учреждений и предприятий обслуживаний следует принимать не менее приведенных в табл. 6*.

Таблица 6*

Здания

(земельные

участки) учреждений и

предприятий

обслуживания

Расстояния от зданий (границ участков) учреждений и предприятий обслуживания, м

до красной линии

до стен жилых

домов

до зданий общеобразовательных школ,

детских дошкольных и лечебных учреждений

в городах

в сельских поселениях

Детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы (стены здания)

По нормам инсоляции

и освещенности

Приемные пункты вторичного сырья

Пожарные депо

Кладбища традиционного захоронения и крематории

Кладбища для погребения после кремации

* С входами и окнами.

Примечания*: 1. Участки детских дошкольных учреждений, вновь размещаемых больниц не должны примыкать непосредственно к магистральным улицам.

2. После закрытия кладбища традиционного захоронения по истечении 25 лет после последнего захоронения расстояния до жилой застройки могут быть сокращены до 100 м.

В сельских поселениях и сложившихся районах городов, подлежащих реконструкции, расстояние от кладбищ до стен жилых домов, зданий детских и лечебных учреждений допускается уменьшать по согласованию с местными органами санитарного надзора, но принимать не менее 100 м.

3. Приемные пункты вторичного сырья следует изолировать полосой зеленых насаждений и предусматривать к ним подъездные пути для автомобильного транспорта.

4. На земельном участке больницы необходимо предусматривать отдельные въезды в зоны хозяйственную и корпусов: лечебных - для инфекционных и неинфекционных больных (отдельно) и патолого-анатомического.

Нормативы градостроительного проектирования Московской области
Постановление Правительства Московской области от 17 августа 2015 года N 713/30

(с изменениями на 21 февраля 2017 года)

5.18. Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных дошкольных образовательных организациях принимается из расчета 65 мест на 1 тыс. человек.

Минимальная обеспеченность жителей местами в муниципальных общеобразовательных организациях принимается из расчета 100 процентов от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет (1-9 классы) и 50 процентов от количества детей в возрасте от 15 до 17 лет (10-11 классы) при обучении в одну смену, а при отсутствии сведений о демографическом составе жителей, в том числе в проектируемой жилой застройке, из расчета 135 мест на 1 тыс. человек.

Минимальная обеспеченность жителей местами в организациях дополнительного образования детей определяется в процентах от количества детей в возрасте от 6 до 15 лет:
в детских и юношеских спортивных школах - 20 процентов;
в школах по различным видам искусств - 12 процентов.

Минимальная обеспеченность жителей Московской области объектами в виде показателей, предоставляемых в них услуг в расчете на 1 тыс. человек, принимается: Доля отдельно стоящих торговых объектов должна составить не менее 300 кв.м/ торговой площади на 1000 жителей;

5.21. Минимальное количество автозаправочных станций в муниципальных образованиях проектируется из расчета одной топливораздаточной колонки на 1200 легковых автомобилей, принимая размеры их земельных участков для станций:

На 2 колонки - 0,1 га;
на 5 колонок - 0,2 га.

5.24. При новом строительстве необходимо предусматривать помещение для размещения участкового пункта полиции, исходя из следующих нормативов:
один участковый уполномоченный полиции на 2.8-3 тысячи постоянно проживающего городского населения;
один участковый уполномоченный полиции на 2.8 тысячи человек в границах одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов.

Минимальная обеспеченность площадью помещения на одного участкового уполномоченного полиции должна быть не менее 20 кв.м, при этом общая площадь помещения участкового пункта полиции должна быть не менее 45 кв. м

Параметры, места и площади территории для размещения объектов федерального значения (иные объекты полиции, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, пожарные депо и иные объекты) регламентируются федеральным законодательством.