Строительный портал - NativeStudio

Пропорции фотографии 10 на 15. Как выбрать соотношение сторон при съёмке пейзажей

Существует множество граней в искусстве композиции, но есть одна о которой вы много не задумывались, это пропорция. Пропорция это термин который используется для описания соотношения между шириной и высотой изображения. Причина, по которой часто игнорируются пропорции довольно проста - соотношение сторон фотографии зависит от камеры, которую вы используете, и мы принимаем эту данность.

Но технологии меняют правила игры. Сейчас, многие из современных цифровых камер дают возможность выбрать из нескольких вариантов пропорций, каждая из которых имеет свои собственные особенности. Также вы можете обрезать изображение в другой пропорции в процессе пост-обработки.

Понимание характеристик пропорции вашей камеры может помочь вам создать отличный снимок. Также поможет знать когда обрезка в другой пропорции улучшит ваш снимок.

Как упоминалось ранее пропорции работают с шириной и высотой. По сути это описывает то, каким будет изображение: квадратным (1:1) или широкоформатным (16:9). Обозначается в виде выражения, например как это: ширина:высота (ширина всегда указывается в начале). Соотношение сторон 35 мм кадра - 3:2. Все fx и dx цифровые зеркальные камеры, независимо от размера сенсора или количества мегапикселей, используют соотношение сторон 3:2. Проще говоря это значит, что кадр в полтора раза больше по ширине чем по высоте (или наоборот если вы повернёте камеру чтобы использовать для съёмки в формате "портрет"). Снимок выше, выполненный 35 мм цифровой зеркальной камерой, с пропорцией 2:3 за счет вертикальной ориентации.

Форматы

Большинство цифровых камер, за некоторыми исключениями, используют одну из двух пропорций. В 35мм цифровых камерах соотношение сторон 3:2, а соотношение сторон 4:3 используется в камерах стандарта Микро 4:3 и многих компактных камерах. Если вы посмотрите на фото выше, вы увидите, как первая фотография в статье обрезана до пропорции четыре трети. Здесь есть отличия, и для себя, я предпочитаю второй вариант, так как здесь меньше пустого пространства вокруг белого цветка. Я вернусь к этой мысли чуть позже, дальше в статье.

Пользователи пленочных камер имеют больше выбора, когда дело доходит до пропорций, большое спасибо среднеформатным, крупноформатным и панорамным камерам, которые предлагают больше вариантов для выбора формата фильма.

Ниже приведен краткий обзор наиболее часто используемых пропорций. Дальше я рассмотрю, как пропорция влияет на композицию.

3:2

Пропорции 35мм цифровых и пленочных камер, также некоторых среднеформатных камер Leica, незеркальных и компактных камер. Эта пропорция используется в качестве стандарта для 35 мм камер с тех пор как Oskar Barnack выбрал его как формат камеры Leica в начале XX века.

4:3

Используется в камерах стандарта Micro четыре трети, большинстве компактных камер, некоторых цифровых среднеформатных фотоаппаратах и плёночных камерах среднего формата которые используют формат 6x4.5cm. Это соотношение также используется неширокоэкранными телевизорами и компьютерными мониторами.

7:6

Используется некоторыми камерами среднего формата, такие как камеры серии Pentax 67. С помощью этих камер создают негативы или слайды с размером 6 x 7 см. Некоторые плёночные камеры, дальномеры среднего формата (например, Mamiya 7II) также используют эту пропорцию.

1:1 (или 6:6)

Традиционный квадратный формат. Формат квадрата в основном используется кинокамерами среднего формата, такими как Hasselblads, Rolleiflexes и Pentacon Six TL. Он также используется в игрушечных камерах, таких как Holga и Diana. Несколько производителей создали квадратные 35-мм камеры (с отрицательным размером 24 x 24 мм в 1930-х и 1940-х годах, но идея не стала популярной). Единственные 35 мм квадратноформатные фотоаппараты которые остались это пластиковые камеры Lomo и любопытные камеры Blackbird 35 мм с двойной рефлекторной линзой.

5:4

Используется крупноформатными камерами, которые работают с плёнкой размером 5 x 4 дюйма или 10 x 8 дюймов. Большие камеры 10 x 8 дюймов попали в немилость и теперь большинство крупноформатных фотографов используют пленку 5 x 4 дюйма.

16:9

Этот панорамный формат используется некоторыми плёночными камерами среднего формата. Несколько ранних компактных камер Panasonic использовали эту пропорцию. Она также используется для широкоэкранного захвата видео.

12:6 (или 2:1)

Сверхширокий панорамный формат используется в плёночных панорамных камерах среднего формата, например серии Linhof Technorama (Linhof также производит камеры Technorama с пропорцией 17:6).

Пропорции и композиция

Формат 35 мм, с пропорцией сторон 3:2, по-прежнему самый популярный формат в фотографии на сегодня. Точные причины, почему Oskar Barnack выбрал это соотношение неизвестно, но вполне вероятно потому что эта пропорция близка к Золотому сечению.

Происхождение Золотого сечения берёт начало в греческой математике и впоследствии успешно используется как пропорция в фотографии (а также в живописи, рисовании и архитектуре). Henri Cartier-Bresson известен за его мастерство в композиции и применении теории Золотого сечения в 35-мм формате кадра. Диаграмма выше показывает относительные размеры Золотого сечения (красный цвет) и 35-мм формат кадра (желтый цвет), который чуть больше.

Правило одной трети, известное правило составления композиции, это упрощенное понимание некоторых концепций идеальной композиции из Золотого сечения.

Проблема формата 35 мм

Формат 35-мм кадра (или Золотого сечения) работает хорошо, когда камера находится в альбомном формате, но все не так хорошо, когда вы разворачиваете камеру для портретной съемки. Прямоугольник слишком длинный и это довольно трудно эффективно заполнить кадр.

Я называю это "35 мм проблема". Это может стать проблемой для любого направления, но особенно в пейзажной фотографии, где часто слишком много неба в изображении, если вы используете портретную ориентацию (по этой причине, я снимаю большую часть моих пейзажей в альбомной ориентации).

Вы можете увидеть это на двух изображениях сверху. Первое изображение слишком «высокое», и композиция существенно улучшается когда мы кадрируем изображение в «короткий» прямоугольный формат. Фотографии демонстрируют разницу между соотношением сторон 2:3 формата 35 мм (Помните, ширина указывается первой) и пропорцией 4:5, 5 x 4 дюймовых крупноформатных камер.

"35 мм проблема" одна из причин, почему многие профессиональные фотографы, особенно ландшафтные фотографы, использовали средне или широкоформатные пленочные камеры во времена до того как цифровые зеркальные камеры стали стандартом. Пропорции 4:3, 7:6 и 5:4 обладают «коротким» прямоугольником и становится легче выбрать композицию для фотографии, снятой в книжной ориентации. Ещё, эти "короткие" прямоугольники больше соответствуют размерам страницы журнала и книги, чем формат 35 мм, это означает, что фотографии придётся меньше обрезать, чтобы вместить на полный разворот страницы.

Пропорции в цифровую эпоху

Теперь, когда большинство фотографов используют цифровые камеры, 35 мм проблема является менее значимой, можно легко кадрировать ваши фотографии в процессе пост-обработки. Вместо произвольной обрезки я рекомендую кадрировать фотографию в заданной пропорции (например, 7:6, 4:3 или 5:4). Каждая пропорция имеет определенный «характер», и это научит вас «видеть» в этой пропорции. С опытом вы поймёте когда композиция сцены перед вами выиграет от кадрирования, и вы сможете представить когда лучше кадрировать фотографию.

Стандарт Micro четыре трети

"35 мм проблема" является одной из причин, почему производители, такие как Olympus и Panasonic приняли стандарт micro четыре трети. Эти камеры превосходны в работе, в отношении композиции, потому что вам не приходится беспокоиться о проблемах, вызванных длинным 35-мм кадром.

Режим Live View и электронные видоискатели

Если у вас есть камера с электронным видоискателем или режимом Live View, стоит изучить инструкцию, чтобы увидеть может ли ваша камера использовать разные пропорции. Если да, в режиме Live View вырезанная часть изображения будет выделен серым чтобы помочь вам увидеть, как будет выглядеть фотография. Если у вашей камеры есть электронный видоискатель, он может показать вам обрезанное изображение в видоискателе. Это позволяет легко составлять композицию в различных пропорциях.

Квадратный формат

Пропорции и печать

Существуют практические области, где можете столкнуться с проблемой, вызванной соотношением сторон, например, печать. Если у вас 35-мм камера, вы обнаружите, что наиболее распространенные форматы листа бумаги для печати не соответствуют фотографии (единственным исключением является размер листа 6 x 4 дюйма).

Справедливо сказано, независимо от того, какую пропорцию вы используете, несмотря на это потребоваться обрезать меньше в определенных пропорциях. Эта проблема существует уже некоторое время, и является одной из причин, почему некоторые художественные фотографы предпочитают крупноформатные камеры, так как пропорция 5:4 подходит именно для стандартных размеров печати в фотолаборатории на бумаге (5 x 4 дюйма, 10 x 8 дюймов, 16 x 20 дюймов и так далее).

Бумага для струйных принтеров отличается, но, она производится в соответствии со стандартами установленными международной организацией по стандартизации (ISO). Этот стандарт использует пропорции 1:1.4142 (квадратный корень из двух) и определяет размеры листов A2, A3, A4, A5 и больше.

Есть довольно простое решение – печатать изображения с белой рамкой. Это и хорошо выглядит, и довольно практично, так как позволяет легче настроить принтер. Изображение выше показывает как фотография выполненная 35-мм камерой выглядит на распечатанном листе формата A4 или A3.

Как кадрировать

Кадрировать легко в Lightroom и немного сложнее в Photoshop. Вот краткое руководство по кадрированию в обеих программах, другие программы похожи на один из этих способов.

Lightroom

Перейдите в модуль Разработка и нажмите на иконку кадрирования. Нажимайте на стрелки рядом со словом «Оригинал» на правой стороне, и выбирайте пропорцию из списка, или выберите «Пользовательский ввод» для создания собственного соотношения сторон.

Photoshop CS

Если вы редактируете Jpeg или Tiff файл в Photoshop CS (в отличии от Adobe Camera Raw, который работает аналогично Lightroom) вам нужно сделать несколько вычислений для того, чтобы обрезать изображение до определенных пропорций. Самый простой способ заключается в том, чтобы выбрать инструмент «Кадрирование» и ввести размеры, до которых вы хотите обрезать изображение, в полях Ширина и Высота. Высота (или ширина в альбомном формате) должны соответствовать высоте вашей фотографии в пикселях, затем вы можете указать ширину, необходимую для соответствия выбранной вами пропорции.

Например если ваша фотография 3888 пикселей в высоту, и вы хотите кадрировать её пропорции 4:3, следует указать ширину 5184 пикселей.

Заключение

Надеюсь, это введение в пропорции поможет вам понять взаимосвязь соотношений сторон кадра с композицией. Используете ли вы 35 мм камеру, micro четыре трети, квадратный формат, крупный формат или панорамный фотоаппарат, пропорция делает различие в композиции ваших фотографий. В прошлом пропорции, которые использовали во многом были продиктованы камерой которой вы владели. Но сейчас, цифровые камеры дают вам свободу экспериментировать с каким соотношением сторон вы предпочитаете работать.

01.03.2015 7639 Советы по фотографии 0

Многие сталкивались с проблемой, как же выбрать соотношение сторон в пейзаже, чтобы улучшить его зрительное восприятие, композицию или, наоборот, разрушить все старания фотографа. В данной статье будут даны несколько советов по эффективному использованию такого важного инструмента в арсенале фотографа, как соотношение сторон при съемке пейзажа. Особенности съемки пейзажей мы с вами рассмотрели в одном из фотошколы сайт.

Композиция является ключевым элементом, который превращает хорошую пейзажную фотографию в отличную. В сфере фотографии существует достаточно правил, которые мы все стараемся соблюдать, и которые также подробно в фотошколе нашего сайта: правило третей, ведущие линии, золотое сечение… Но мы не рассмотрели именно соотношение сторон, правильный подбор которых может улучшить композицию, одновременно подчеркнув объект и исключив отвлекающие элементы. Неудачное соотношение сторон может испортить композицию, нарушив баланс всей сцены.

Как же конкретное соотношение сторон отражается на выбранной нами композиции?

1:1 - Квадратный формат

Квадратный формат часто используется для того, чтобы упростить изображение и сделать более эффектным присутствие объекта в центре кадра. В случаях, когда ширина равна высоте, меняется способ, при помощи которого мы «читаем» фотографию. Это вызвано тем, что почти исчезает необходимость двигаться взглядом по кадру слева направо. Квадратный формат даёт отличную возможность нарушить правило, которого мы так часто придерживаемся - при использовании данного формата мы можем разместить линию горизонта по центру снимка или поместить объект в центр кадра. Причём, от этого композиция, вероятнее всего, только выиграет. Часто можно столкнуться с примерами того, что соотношение сторон 1:1 было использовано для того, чтобы подчеркнуть минимализм.

Зимнее половодье Владимир Бормотов

Формат 4:3

Это стандартное соотношение сторон для фотоаппаратов, оборудованных сенсором 4/3 (Panasonic, Olympus). Ширина снимка больше, чем его высота. Это значит, что наш взгляд естественным образом хочет двигаться по изображению слева направо. Тем не менее, принимая во внимания тот факт, что изображение всё ещё остаётся достаточно высоким по сравнению со своей шириной, данное соотношение сторон отлично подходит для того, чтобы направлять взгляд с помощью ведущих линий от переднего плана к общей сцене. Относительная высота изображения поощряет использование широкоугольных фокусных расстояний для того, чтобы передать на снимке глубину сцены, не захватив при этом лишних деталей на границах каждого кадра.

Формат 3:2

Иногда этот формат обозначают 6:4. Это стандартное соотношение сторон для 35-мм плёнки, а значит и для полнокадровых и APS-C сенсоров, используемых в большинстве цифровых фотоаппаратов.

Ширина изображения значительно отличается от высоты, что опять же заставляет взгляд двигаться слева направо. В данном случае использование диагональных ведущих линий становится очень хорошим решением. Особенностью данного вида соотношения сторон является то, что высота значительно меньше ширины. Это приводит к тому, что из-за ограниченного вертикального пространства, с которым можно работать, становится гораздо сложнее заснять с помощью широкоугольного объектива детали на переднем плане. Из-за этого расположенные на фотографии объекты могут казаться слишком разрозненными, что приведёт к утрате эффектности снимка. Соотношение сторон 6:4, тем не менее, может подойти для съёмки сцен, в которых почти или полностью отсутствуют важные детали на переднем плане. В таких случаях сама сцена может выиграть от использования подобного формата.


16:9 - Широкоэкранный панорамный формат

Данный формат стал набирать популярность благодаря распространению в наших квартирах и домах экранов с соотношением сторон 16:9 - телевизоры, компьютерные мониторы, мобильные устройства. В данном формате доминирует ширина изображения. Это означает, что будет очень сложно обратить внимание смотрящего на фотографию человека на передний план. Однако данный формат идеально подходит для представления элементов пейзажных сцен, заснятых издалека с использованием более длинного фокусного расстояния (например, с помощью объектива с переменным фокусным расстоянием).

12:6 или 18:6 - Панорамный формат

Данный формат также называют 2:1 или 3:1. Соотношение сторон 2:1 - это панорамный формат, который поддерживается целым рядом среднеформатных камер, а 3:1 часто поддерживается камерами с APS сенсорами. Обычно панорамные соотношения сторон используют для того, чтобы показать результаты склейки двух или более изображений. Достаточно сложно сделать снимок с соотношением сторон 3:1 с помощью одного кадра, чтобы при этом снимок был достаточно большим (это важно при печати в большом формате). Часто кадры, которые потом будут склеивать, снимают с помощью более длинного фокусного расстояния. Это делается для того, чтобы поймать отдалённые детали в ландшафте. При использовании данного формата не существует реальных вариантов включения деталей переднего плана в снимок.

«Портретный» формат

Для того чтобы пейзаж смотрелся хорошо, нужно сбалансировать композицию в кадре, а соотношения сторон вроде 6:4 делают эту задачу очень сложной из-за того, что высота снимка оказывается слишком большой по отношению к его ширине. Для того чтобы «портретный» пейзаж смотрелся хорошо, идеально подходят более широкие прямоугольники, такие как 3x4, 6x7 или 4x5. Соотношение сторон 4x5 часто выбирают профессиональные пейзажные фотографы, используя среднеформатные и широкоформатные камеры. Данные форматы помогают создать фотографию, на которой не запечатлена слишком большая часть неба, которая могла бы испортить баланс в кадре.

Заключение

Надеемся, что это дополнение к вашим знаниям о пейзаже и композиции вдохновит вас на раздумья о них во время съемки и создания композиции вашего снимка. Понимание того, что соотношение сторон не так уж жёстко привязано к фотоаппарату, который вы используете, позволит вам эффективно использовать данный инструмент, чтобы усилить эффект от вашего пейзажного снимка.

Всего Вам фотографического, друзья!

Любому человеку, которому хотя бы косвенно приходилось сталкиваться с геометрией пространственных объектов в интерьерном дизайне и архитектуре, наверняка хорошо известен принцип золотого сечения. Еще недавно, несколько десятков лет назад, популярность золотого сечения была настолько высокой, что многочисленные сторонники мистических теорий и устройства мира его называют универсальным гармоническим правилом.

Сущность универсальной пропорции

Удивительно другое. Причиной предвзятого, почти мистического отношения к столь простой числовой зависимости послужило несколько необычных свойств:

  • Большое количество объектов живого мира, от вируса до человека, имеют основные пропорции тела или конечностей, очень близкие к значению золотого сечения;
  • Зависимость 0,63 или 1,62 характерна только для биологических существ и некоторых разновидностей кристаллов, неживые объекты, от минералов до элементов ландшафта, обладают геометрией золотого сечения крайне редко;
  • Золотые пропорции в строении тела оказались наиболее оптимальными для выживания реальных биологических объектов.

Сегодня золотое сечение находят в строении тела животных, панцирей и раковин моллюсков, пропорций листьев, веток, стволов и корневых систем у достаточно большого числа кустарников и трав.

Многими последователями теории универсальности золотого сечения неоднократно предпринимались попытки доказать тот факт, что его пропорции являются наиболее оптимальными для биологических организмов в условиях их существования.

Обычно в качестве примера приводится устройство раковины Astreae Heliotropium, одного из морских моллюсков. Панцирь представляет собой свернутую спиралью кальцитовую оболочку с геометрией, практически совпадающей с пропорциями золотого сечения.

Более понятным и очевидным примером является обычное куриное яйцо.

Соотношение основных параметров, а именно, большого и малого фокуса, или расстояний от равноудаленных точек поверхности до центра тяжести, будет также соответствовать золотому сечению. При этом форма скорлупы птичьего яйца является наиболее оптимальной для выживания птицы, как биологического вида. При этом прочность скорлупы играет далеко не главную роль.

К сведению! Золотое сечение, называемое еще универсальной пропорцией геометрии, было получено в результате огромного количества практических измерений и сравнений размеров реальных растений, птиц, животных.

Происхождение универсальной пропорции

О золотой пропорции сечения знали древнегреческие математики Евклид и Пифагор. В одном из памятников древней архитектуры — пирамиде Хеопса соотношение сторон и основания, отдельные элементы и настенные барельефы выполнены в соответствии с универсальной пропорцией.

Методика золотого сечения широко использовалась в средние века художниками и архитекторами, при этом суть универсальной пропорции считалась одной из тайн вселенной и тщательно скрывалась от простого обывателя. Композиция многих картин, скульптур и зданий выстраивалась строго в соответствии с пропорциями золотого сечения.

Впервые суть универсальной пропорции документально была сформулирована в 1509 г монахом-францисканцем Лукой Пачоли, обладавшим блестящими математическими способностями. Но настоящее признание состоялось после проведения немецким ученым Цейзингом всестороннего изучения пропорций и геометрии человеческого тела, древних скульптур, произведений искусства, животных и растений.

У большинства живых объектов некоторые размеры тела подчиняются одним и тем же пропорциям. В 1855 г ученым был сделан вывод о том, что пропорции золотого сечения являются своеобразным стандартом гармонии тела и формы. Речь идет, прежде всего, о живых существах, для мертвой природы золотое сечение встречается значительно реже.

Как получили золотое сечение

Пропорцию золотого сечения проще всего представить, как отношение двух частей одного объекта разной длины, разделенных точкой.

Проще говоря, сколько длин маленького отрезка поместится внутри большого, или отношение самой большей из частей ко всей длине линейного объекта. В первом случае соотношение золотого сечения составляет 0,63, во втором варианте соотношение сторон равняется 1,618034.

На практике золотое сечение представляет собой всего лишь пропорцию, соотношение отрезков определенной длины, сторон прямоугольника или других геометрических форм, родственных или сопряженных размерных характеристик реальных объектов.

Первоначально золотые пропорции были выведены эмпирическим путем с помощью геометрических построений. Существует несколько способов построения или выведения гармонической пропорции:


К сведению! В отличие от классического золотого соотношения, архитектурная версия подразумевает соотношение сторон отрезка в пропорции 44:56.

Если стандартный вариант золотого сечения для живых существ, живописи, графики, скульптур и античных построек рассчитывался, как 37:63, то золотое сечение в архитектуре с конца XVII века все чаще стало использоваться 44:56. Большинство специалистов считают изменение в пользу более «квадратных» пропорций распространением высотного строительства.

Главный секрет золотого сечения

Если природные проявления универсального сечения в пропорциях тел животных и человека, стеблевой основы растений еще можно объяснить эволюцией и приспосабливаемостью к влиянию внешней среды, то открытие золотого сечения в строительстве домов XII-XIX века стало определенной неожиданностью. Мало того, знаменитый древнегреческий Парфенон был построен с соблюдением универсальной пропорции, многие дома и замки состоятельных вельмож и зажиточных людей в средние века строились сознательно с параметрами, очень близкими к золотому сечению.

Золотое сечение в архитектуре

Многие из построек, сохранившихся до сегодняшних дней, свидетельствуют, что архитекторы средневековья знали о существовании золотого сечения, и, конечно, при строительстве дома руководствовались своими примитивными расчетами и зависимостями, с помощью которых пытались добиться максимальной прочности. Особенно проявлялось желание строить максимально красивые и гармоничные дома в постройках резиденций царствующих особ, церквей, ратуш и зданий, имеющих особое социальное значение в обществе.

Например, знаменитый собор Парижской богоматери в своих пропорциях имеет немало участков и размерных цепей, соответствующих золотому сечению.

Еще до публикации своих исследований в 1855 году профессором Цейзингом, в конце XVIII века были построены знаменитые архитектурные комплексы Голицынской больницы и здания сената в Санкт-Петербурге, дома Пашкова и Петровского дворца в Москве с использованием пропорций золотого сечения.

Разумеется, дома с точным соблюдением правила золотого сечения строили и ранее. Стоит упомянуть памятник древней архитектуры церкви Покрова на Нерли, изображенный на схеме.

Всех их объединяет не только гармоничное сочетание форм и высокое качество строительства, но и, в первую очередь, наличие золотого сечения в пропорциях здания. Удивительная красота постройки становится еще более загадочной, если принять во внимание возраст, здание церкви Покрова датируется XIII веком, но современный архитектурный облик постройка получила на рубеже XVII века в результате реставрации и перестройки.

Особенность золотого сечения для человека

Старинная архитектура зданий и домов средневековья остается притягательной и интересной для современного человека по многим причинам:

  • Индивидуальный художественный стиль в оформлении фасадов позволяет избежать современного штампа и серости, каждое здание представляет собой произведение искусства;
  • Массовое использование для декорирования и украшения статуй, скульптур, лепнины, необычных сочетаний строительных решений разных эпох;
  • Пропорции и композиции здания притягивают взор к наиболее важным элементам постройки.

Важно! При проектировании дома и разработке внешнего вида средневековые архитекторы применяли правило золотого сечения, неосознанно используя особенности восприятия подсознания человека.

Современные психологи экспериментально доказали, что золотое сечение является проявлением неосознанного желания или реакции человека на гармоничное сочетание или пропорцию в размерах, формах и даже цветах. Был проведен эксперимент, в ходе которого группе людей, незнакомых между собой, не имеющих общих интересов, разных профессий и возрастных категорий, предложили ряд тестов, среди которых была задача согнуть лист бумаги в наиболее оптимальной пропорции сторон. По результатам тестирования было установлено, что в 85 случаях из 100 лист сгибался испытуемыми практически точно по золотому сечению.

Поэтому современная наука считает, что феномен универсальной пропорции является психологическим явлением, а не действием каких-либо метафизических сил.

Использование фактора универсального сечения в современном дизайне и архитектуре

Принципы применения золотой пропорции в последние несколько лет стали необыкновенно популярны в строительстве частных домов. На смену экологии и безопасности строительных материалов пришли гармоничность конструкции и правильное распределение энергии внутри дома.

Современная интерпретация правила всеобщей гармонии давно распространилась за пределы привычной геометрии и формы объекта. Сегодня правилу подчиняются не только размерные цепи длины портика и фронтона, отдельных элементов фасада и высоты здания, но и площадь комнат, оконных и дверных проемов, и даже цветовая гамма внутреннего интерьера помещения.

Проще всего построить гармоничный дом на модульной основе. В этом случае большинство отделений и комнат изготавливаются в виде самостоятельных блоков или модулей, спроектированных с соблюдением правила золотого сечения. Построить здание в виде набора гармоничных модулей значительно проще, чем строить одну коробку, в которой большая часть фасада и внутренних помещений должна быть в жестких рамках пропорций золотого сечения.

Немало строительных фирм, выполняющих проектирование частных домовладений, используют принципы и понятия золотого сечения для увеличения сметы и создания у клиентов впечатления глубокой проработки конструкции дома. Как правило, такой дом декларируется, как очень удобный и гармоничный в пользовании. Правильно подобранное соотношение площадей комнат гарантирует душевный комфорт и отменное здоровье хозяев.

Если дом был построен без учета оптимальных соотношений золотого сечения, можно выполнить перепланировку комнат так, чтобы пропорции помещения соответствовали соотношению стен в пропорции 1:1,61. Для этого может перемещаться мебель или устанавливаться дополнительные перегородки внутри комнат. Аналогичным образом меняются размеры оконных и дверных проемов так, чтобы ширина проема была меньше высоты дверного полотна в 1,61 раза. Таким же способом выполняется планирование мебели, бытовой техники, отделки стен и пола.

Сложнее выбрать цветовое оформление. В этом случае вместо привычного соотношения 63:37 последователями золотого правила принята упрощенная трактовка - 2/3. То есть основной цветовой фон должен занимать 60% пространства помещения, оттеняющему цвету отдают не более 30%, и остальное отводится под различные родственные тона, призванные усилить восприятие цветового решения.

Внутренние стены помещения делятся горизонтальным поясом или бордюром на высоте 70 см, установленная мебель должна соизмеряться с высотой потолков по соотношению золотого сечения. То же правило касается распределения длин, например, размер дивана не должен превышать 2/3 длины простенка, а общая площадь, занимаемая мебелью, относится к площади комнаты, как 1:1,61.

Золотую пропорцию сложно в массовом порядке применять на практике из-за всего лишь одного значения сечения, поэтому при проектировании гармоничных зданий нередко прибегают к ряду чисел Фибоначчи. Это позволяет расширить количество возможных вариантов пропорций и геометрических форм основных элементов дома. В этом случае ряд чисел Фибоначчи, связанных между собой четкой математической зависимостью, называют гармоническим или золотым.

В современной методике проектирования жилья на основе принципа золотого сечения, кроме ряда Фибоначчи, широко используется принцип, предложенный известным французским архитектором Ле Корбюзье. В этом случае в качестве отправной единицы измерения, по которой рассчитываются все параметры здания и внутреннего интерьера, выбирается рост будущего владельца или средняя высота человека. Такой подход позволяет спроектировать дом не только гармоничный, но и по-настоящему индивидуальный.

Заключение

На практике, по отзывам тех, кто решился на строительство дома по правилу золотого сечения, качественно построенное здание действительно оказывается достаточно удобным для проживания. Но стоимость строения из-за индивидуального проектирования и применения стройматериалов нестандартных размеров возрастает на 60-70%. И в этом подходе нет ничего нового, так как большинство зданий прошлого века строилось именно под индивидуальные особенности будущих хозяев.

Нам нужны,например, когда мы хотим напечатать свою фотографию в фотолабораториях. Современные фотокамеры дают нам возможность получать снимки в очень больших разрешениях, но при редактировании в фото редакторах и кадрировании, мы получаем кадры произвольного размера. Чтобы не получать при печати совсем не то, что вам нужно, сохраните себе таблицу, где указаны размеры фотографии в см . Возможно, вы не пользуетесь, или просто не особо знакомы с редактором фотошоп, тогда вам пригодятся вот эти файлы. Вот полная версия, а для стандартных размеров. В готовые PSD файлы вставляете свою фотографию, сохраняете и отправляете на печать. Все PSD файлы в разрешении 300 dpi (300 точек на дюйм), это сделано для того, чтобы качество фотографии было на высоком уровне.

Стандартные размеры фотографий обычно используются вот такие: 10×15, 15×20, 20×30 . Чтобы вы могли себе представить сразу, запомните: 20×30 — это лист размера А4, 15×20 — это половинка А4, называется А5.

Если вам нужен более подробный список размеров, то смотрите ниже в таблице.

Размер фотографии в дюймах

Стандарт Размер в дюймах
9×13 3,543 x 5,117
10×15 3,937 x 5,907
13×18 5,117 x 7,087
15×20 5,907 x 7,873
15×21 5,907 x 8,267
15×22 5,907 x 8,66
15×30 5,907 x 11,81
15×38 5,907 x 14,96
15×45 5,907 x 17,717
18×24 7,087 x 9,45
18×25 7,087 x 9,843
20×25 7,873 x 9,843
20×30 7,873 x 11,81
25×38 9,843 x 14,96
30×40 11,81 x 15,747
30×45 11,81 x 17,717
30×90 11,81 x 35,433

Готовые шаблоны

1. Сохраните картинку с нужным размером: кликните на картинку левой кнопкой мыши — нажмите сохранить изображение/картинку.

2. Откройте скачанную картинку в любом фоторедакторе (например, Photoshop или Paint) и вставьте свою фотографию поверх.

3. Готово! Можно нести в печать.

Выдающийся французский фотограф Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson) говорил: «Удел фотографа - непрерывно исчезающие вещи. И когда они уходят, никакая изобретательность, ничто на свете не заставит их вернуться». Чтобы не упускать «исчезающие вещи», нужно оттачивать мастерство. Вот несколько советов, которые помогут вам.

Это композиционный приём, придуманный в конце XVIII века и изначально применявшийся в живописи.

Разделите кадр двумя горизонтальными и двумя вертикальными линиями на девять прямоугольников (как в крестиках-ноликах). Кадр будет разбит на равные трети по вертикали и горизонтали. В точках пересечения третей образуются особые точки - «узлы внимания». В этих точках должны располагаться главные объекты кадра.

По законам восприятия человек не может удерживать внимание на всём снимке сразу. «Узел внимания» цепляет взгляд и заставляет зрителя сосредоточиться. Поэтому правило третей не только упорядочивает композицию, но и упрощает восприятие.

Видоискатели многих современных камер оснащены сеткой, построенной по правилу третей. В этом случае всё, что нужно сделать (например, при пейзажной съёмке), это убедиться, что горизонт параллелен горизонтальной линии сетки, а ключевые объекты (деревья, гора и так далее) находятся на пересечении третей.

Правило третей простое и довольно универсальное (подходит даже для портретов). Но не стоит увлекаться. Есть кадры, где объект съёмки так и просится в центр; а иногда лучше расположить его у края.

Выстраивание композиции - одна из составляющих фотопроцесса. Её следует продумывать заранее. Но если нет времени или идей, то смело используйте правило третей.

Соотношение сторон кадра

Обычно фото выглядят неплохо при родном соотношении сторон (как правило, 2: 3 или 4: 3). Но альтернативное соотношение может дать неожиданный эффект и значительно улучшить картинку.

Вместо того чтобы оставлять размышления о соотношении сторон и игру с кропом на постобработку, лучше внимательнее посмотреть на сюжет снимка и решить, какое соотношение подойдёт ещё на этапе съёмки.

Многие камеры позволяют задать соотношение сторон прямо в камере, но при съёмке в RAW и JPEG одновременно у вас останется исходник для кадрирования во время редактирования.

Главное преимущество при этом заключается в том, что вы будете видеть картинку в выбранном соотношении сторон и двигать камеру или объект съёмки, чтобы улучшить композицию.

Постепенно вы научитесь видеть, какое соотношение сторон лучше подчёркивает композицию.

Точечный экспозамер

Экспозамер - это оценка яркости изображения по количеству света, проникающего в камеру. Он позволяет не затемнять и не засветлять снимки. Существует три вида экспозамера: центровзвешенный, матричный и точечный.

При точечном экспозамере определение яркости обычно происходит по центру кадра или по активной точке фокусировки. Точечный экспозамер используют, когда яркость объекта съёмки сильно отличается от яркости фона, а также когда в кадре есть очень светлые или очень тёмные предметы.

Точечный экспозамер, как правило, используют для того, чтобы получить фотографии с правильно экспонированным основным объектом съёмки. Яркость других объектов при этом игнорируется.

Чем больше вы будете использовать точечный экспозамер, тем больше вы будете понимать в экспозиции.

Баланс белого

Если снимать в RAW, то баланс белого можно подкрутить потом. Но если вы хотите использовать JPEG-снимки сразу и при этом фотографируете при искусственном или смешанном свете, то лучше выставлять баланс белого вручную.

Конкретные настройки зависят от модели камеры. Но принцип одинаков.

Сфотографируйте нейтральный по цвету объект (например, серую карточку) в том свете, в котором планируете снимать основной кадр. Задайте в настройках снятый кадр как эталон баланса белого. Нейтральный эталон позволит скорректировать последующие снимки и придать цветам в кадре естественность.

Собственный баланс белого можно использовать также для того, чтобы подчеркнуть цветовые оттенки на фото. Используйте описанный выше приём, но при этом эталон должен быть не бесцветным, а цветным. Например, холодным синим. Он даст в кадре тёплый желтоватый оттенок - то, что нужно для съёмки дымки рассвета.

Вспышка

Многие боятся пользоваться вспышкой, будь то встроенная или внешняя. Но как только вы «подружитесь» с ней, качество ваших фотографий значительно возрастёт.

«Выпрыгивающая» вспышка, встроенная в камеру, часто подвергается насмешкам. Внешняя вспышка действительно даёт лучший результат. Но встроенную тоже можно использовать для придания блеска в глазах или подсвечивания теней.

Пользоваться вспышкой несложно. Есть множество внешних вспышек, работающих со встроенной в камеру системой экспозамера и выдающих сбалансированную экспозицию.

Начав использовать вспышку, вскоре вы будете с удовольствием возиться с ней и экспериментировать с ручным управлением. Вспышка - отличный инструмент для повседневной съёмки, а не только по особым случаям. Просто попробуйте!

Глубина резкости

Это диапазон расстояний, в котором предметы отображаются в кадре как резкие. Это один из ключевых параметров фотографии, который, среди прочего, может стать .

Широкая диафрагма (F/2.8) приводит к малой глубине резкости. И напротив, меньшая диафрагма (например, F/16) увеличивает зону резкости.

Также контролировать глубину резкости можно при помощи фокусного расстояния и расстояния до объекта съёмки. Чем ближе к объекту вы снимаете или чем более длиннофокусный объектив используете, тем меньше глубина резкости - в фокусе будет лишь узкая полоска картинки. И наоборот.

Поэтому, выбирая объектив для съёмки, подумайте, как он будет сказываться на глубине резкости. При необходимости отрегулируйте диафрагму и/или расстояние до фотографируемого объекта.

Гиперфокальное расстояние

С глубиной резкости связано ещё одно понятие - гиперфокальное расстояние фокусировки. Вы наверняка видели пейзажи, где задний и передний план одинаково резкие. Чтобы добиться этого на своих снимках, нужно научиться использовать гиперфокальное расстояние.

Гиперфокальное расстояние - это расстояние до передней границы резко изображаемого пространства при фокусировке объектива на бесконечность.

Проще говоря, это та же глубина резкости, но при фокусировке на бесконечность. Как и глубина резкости, гиперфокальное расстояние зависит от фокусного расстояния объектива и диафрагмы. Чем меньше диафрагма и фокусное расстояние до объекта съёмки, тем оно меньше.

Существуют приложения, помогающие определять гиперфокальное расстояние и глубину резкости. Они подскажут и идеальное фокусное расстояние, и расстояние до объекта съёмки, и диафрагму.

Если под рукой нет смартфона, вы можете оценить необходимое фокусное расстояние, сфокусировавшись примерно на трети дистанции к сцене, которая по замыслу должна быть резкой. Это гарантирует, что передний и задний план будут сколько возможно резкими, и позволит избежать «растрачивания» зоны резкости из-за фокусировки на удалённые объекты.

Естественный HDR

Многие сталкивались со снимками, где красивое голубое небо и тёмный передний план или где отличный передний план, а небо слилось в белое пятно. Обычно в статьях о фотографии в этом случае советуют использовать нейтральные светофильтры, которые снижают количество света, достигающего камеры. Но в эру цифровой фотографии есть альтернативный метод.

Сделайте два-три снимка с одной и той же точки, но с разной экспозицией. Затем объедините их. Вы получите больший диапазон яркостей.

Эта техника, известная как HDR-фотография, часто ассоциируется с картинками с большим количеством гало-эффекта (неестественные ореолы вокруг объектов), отсутствием чёрных или белых тонов и яркими цветам.


imagIN.gr photography/Shutterstock.com

Но HDR-снимки могут быть гораздо деликатнее.

Например, снять серию из двух-трёх фотографий с разницей в экспозиции 1-3EV. Этого может оказаться достаточно, чтобы сделать совмещённую картинку, где детали будут присутствовать как на светлых участках, так и в тенях.

Объединить кадры можно в любом фоторедакторе, поддерживающем функцию слоёв. Объедините снимки и отрегулируйте прозрачность нужных областей. При этом не старайтесь сделать везде одинаковую яркость, играйте с полутонами, тенями и светом.

Геометрические фигуры

Когда фотографы использовали камеры, зеркально и вверх ногами отображающие кадр, у них развивалось чувство композиции. Они видели упорядоченный набор фигур, а не просто узнаваемые объекты.

Старайтесь рассмотреть в окружающей обстановке геометрические фигуры. Это позволит вам улучшить композицию. Отличная тренировка в этом случае - съёмка города и теней, но подойдут также портреты и натюрморты.

Чёрно-белая съёмка

Многие фотографы переводят цветные снимки в чёрно-белые после съёмки. Но лучше снимать сразу в монохроме, заранее продумывая чёрно-белое фото.

Для этого можно настроить камеру так, чтобы снимки сохранялись одновременно в JPEG и RAW. Затем выбрать монохромный стиль или режим эмуляции ч/б плёнки.

Таким образом, в RAW будут сохраняться цветные снимки. Это позволит вам работать с ними после съёмки. Если вы используете зеркальную камеру в режиме live view, компактную или беззеркальную камеру, вы сможете видеть сцену в ч/б на экране перед тем, как сделать снимок.

Любой фотограф, не зря проедающий свой хлеб, делает десятки тысяч отвратительных снимков.

Энсел Адамс

Описанные фотоприёмы помогут вам улучшить качество ваших снимков. Особенно они пригодятся новичкам. Не бойтесь пробовать, ведь с практикой приходит понимание.

А какой ваш любимый фотоприём? Делитесь в комментариях.