Строительный портал - NativeStudio

Можно использовать вместо кисточки для рисования. Как сделать кисточку из ниток: пошаговая инструкция, применение

Художественные кисти изготавливаютиз волос различных животных , а также из щетины. Особо ценятся кисти из волос хвостов песчанок, барсуков, колонков, белок. В зависимости от назначения делают плоские и круглые кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. В настоящее время, в связи со значительной стоимостью традиционных кистей для живописи из волос вышеперечисленных животных, все чаще для кистей используют волосы от других животных, причем не только волосы, но и шерсть. К таким новым поставщикам сырья для кистей относят: лисицу, песца, норку, причем здесь вполне пригодный для кистей волос является отходом меховых фабрик и ремонтных меховых мастерских. Еще для изготовления кистей подходят: шерсть длинношерстных собак, верблюдов и овец, а также человеческие волосы. Конечно, применение тех или иных волос зависит от того, для каких работ будут использоваться соответствующие кисти: для акварельной или масляной живописи, для графических работ и так далее. Так, рисующие тушью китайские и японские художники предпочитают кисти исключительно из верблюжьей шерсти.

Многие любители рисовать иногда пытаются изготовлять кисти самостоятельно, но, не зная технологии этого специфического производства, получают кисти, малопригодные для работы.

Изготовление кистей для живописи

Итак, для изготовления кистей для живописи в первую очередь необходимо заготовить свиную щетину или волосы соответствующих животных. В приведенном ниже описании кистей указаны животные, из волос которых делают кисти, а также даны характеристики кистей, изготавливаемых из тех или других волос. Заметим также, что все кисти, перечисленные ниже, выполнены из обработанного волоса хвостов животных.

Песчанковые. Выпускаются только плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью.

Волос очень мягкий, малоэластичный. Применяется в основном для работы темперой, гуашью и акварелью, при работе масляными красками, для лессировок лаковых покрытий, для нанесения тонкого живописного слоя и т. д.

Барсуковые. Форма кистей плоская и круглая. Кисти несколько жестче кистей из волос песчанок. Применяют в масляной живописи.

Колонковые. Круглые и плоские кисти с удлиненной или укороченной волосяной частью. Кисти отличаются исключительной упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Их применяют во всех видах живописи, но совершенно незаменимы они в работе гуашью и акварелью, когда от кисти требуется большая упругость. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, в стенописи для проведения длинных контурных линий применяют круглые кисти, для нанесения тонких живописных слоев - плоские. Колонковые кисти удобны для лессировки по сырому.

Беличьи. Выпускаются только круглые кисти. Эти кисти отличаются большой мягкостью и эластичностью, применяются главным образом в акварельной живописи по бумаге, в живописи по фарфору. Заметим, что лучшими кистями для акварели считаются кисти из куницы или соболя, а крупные кисти для акварели изготовляют из более грубой верблюжьей шерсти.

Практическое применение кистей мягких или жестких, плоских или круглых зависит от индивидуальных требований мастера, от того, в какой технике он решает определенные живописные задачи.

К группе так называемых школьных кистей, которые изготавливаются обычно из волоса белки, лисы, медведя, колонка относятся кисти девяти номеров: 2; 4; 6; 8; 10; 12; 14; 16; 18 (см. таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Кисти для живописи плоские
№ кисти Ширина пучка волоса у обоймы, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, песчанковые, норковые
дл. ср. кор. дл. ср. кор. дл. ср.
2 2 13 11 7 - - - 6 5
4 4 15 13 9 - - - 8 6
6 6 17 15 11 10 8 8 11 9
8 8 19 17 13 12 10 8 13 11
10 10 21 19 15 14 12 10 15 13
12 12 23 21 16 16 14 12 17 15
14 14 26 24 19 18 16 14 21 18
16 16 29 27 22 20 18 16 24 21
18 18 32 30 25 22 20 18 27 24
20 20 35 33 28 25 22 19 - -
22 22 38 36 31 27 24 21 - -
24 24 40 39 34 29 25 29 - -
26 26 44 42 37 31 25 25 - -
28 28 47 45 40 33 30 37 - -
30 30 49 47 42 35 32 29 - -

Таблица 2. Кисти для живописи круглые
№ кисти Диаметр пучка у втулки, мм Длина выпуска волоса, мм
Щетинные Беличьи, куньи Колонковые, сусликовые, норковые Барсуковые, песчанковые
длинный короткий средний
1 1 7 8 8 6 6
2 2 9 10 11 9 8
3 3 15 12 13 11 10
4 4 19 14 16 14 12
5 5 24 17 20 17 14
6 6 28 20 20 21 16
7 7 30 24 26 23 22
8 8 32 28 28 25 26
9 9 34 30 30 27 28
10 10 36 33 - - 30
11 11 38 36 - - 33
12 12 40 38 - - -
13 13 42 - - - -

Удалив из пучка ненужные отдельные волоски, его подравнивают (с нерабочей стороны волос) и подрезанной частью вниз ставят в узкий стаканчик с плоским дном. От легкого постукивания дном стаканчика об стол все волоски пучка осядут и подравняются.

После этого волосяной пучок перевязывают (рис. 1) и вычесывают из него ненужные волоски, пользуясь частой расческой с острыми зубцами. Вычесанный пучок обязательно дополнительно перевязывают, после чего обезжиривают в бензине. Пучок выдерживают в баночке с бензином не менее 2...3 суток (баночка должна быть плотно закрыта). Далее волосы несколько раз промывают в чистом бензине, а затем кипятят в 10%-ном растворе алюмокалиевых квасцов, являющихся дубителем. (В результате подобной обработки волосы становятся негигроскопичными.)


Пучок просохших волос заворачивают в газету (в один слой), перевязывают и закаливают волосы, выдерживая их при температуре 140...150°С обычно в течение 50...60 минут. Вообще-то время закаливания волос зависит от их вида. Так, волосы собаки нагревают в течение 1,5 ч. При этом тонкие волосы требуют более высокой температуры закаливания.

Для определения температуры нагрева обычно пользуются следующим простым способом. Если помещенная в печь (духовку) бумага слегка пожелтеет, это значит, что температура ниже 150°С и для закалки она недостаточна. Когда бумага приобретает цвет светлой охры, можно считать, что температура близка к 150°С, то есть достигнута температура, необходимая для закалки волос. Обугливание бумаги указывает на слишком высокую температуру, которая явно выше 150°С. Учтите, такая температура непригодна для термообработки волос, так как перегрев делает волосы ломкими.

Отрегулировав температуру в печи, приступают к закалке. Лучше всего пучок волос в печи положить на металлическую сетку или подвесить, чтобы волосы равномерно прогревались горячим воздухом.

Прогрев волосы, их снова причесывают и удаляют из лучка короткие или непригодные волоски, пользуясь бритвой. Для этого пучок кладут на ладонь (обрезанной частью к ладони) и, придерживая его пальцами, бритвой подрезают ненужные волоски. Затем пучок раздвигают и из середины также удаляют ненужные волоски, вынимая их пинцетом. Обработанный таким образом волосяной пучок снова заворачивают в газету, перевязывают и вторично закаляют, применяя те же режимы.

Для выяснения качества закалки волосы смачивают водой. Если волосы недостаточно прогреты, на части волосков образуются завитки. Тогда пучок смачивают водой и волосы снова прокаливают. О качестве закалки волос можно судить и по их цвету. Так, при достаточной закалке белые волосы приобретают желтоватый оттенок. Используя это свойство, в пучок волос темного цвета при нагреве вкладывают несколько контрольных белых волосков, пожелтение которых и будет знаком достаточной степени закалки всех волос в пучке.

Из прошедших закалку волос уже можно вязать кисти. В зависимости от номера (см. таблицы 1 и 2) из пучка берут некоторое количество волос, опускают их в заранее заготовленную формочку с коническим дном, сделанную из жести или пластмассы. Понятно, такие формочки должны иметь размеры в зависимости от соответствующих номеров кистей. Итак, вложив в формочку нужное количество волос, постукивая по формочке, пучку волос придают форму заготовки для кисти (рис. 2). Затем пучок вынимают, перевязывают его, отрезают лишний волос, нерабочую сторону пучка покрывают лаком и вставляют заготовку в металлический капсюль (обойму). Подобные капсюли бывают цельнотянутыми или сформированными из тонкой металлической полоски, края которой соединены внахлестку (с пропайкой соединения). Делают капсюли обычно из белой жести или из латуни, размеры их зависят от номера кисти.

Ручки кистей вытачивают из древесины березы, сосны, бука или ольхи, затем шлифуют, покрывают бесцветным лаком или окрашивают в различные однотонные цвета. Вставленный в капсюль пучок заливают с открытого (широкого) конца капсюля водостойким лаком или синтетическим клеем, чтобы клей (лак) достиг конца пучка волос, находящегося в капсюле. После сушки капсюль с волосяным (щетинным) пучком соединяют с деревянной ручкой, на которой капсюль для крепости дополнительно обжимается. Ручку готовой кисти покрывают лаком. Длина выпущенного из капсюля волоса зависит от его упругости. Замечу, правильный выпуск волоса имеет важное значение, так как очень длинно выпущенные волосы делают кисть растрепанной, а недостаточно выпущенные - будут набирать мало краски. Готовую кисть смачивают водой, расчесывают до тех пор, пока волос кисти не станет ровным.

Натуральные растительные красители

Как и чем можно рисовать?

Приветствую всех читателей блога!

Давайте представим, что ваш ребёнок очень хочет рисовать, но кисточка куда-то делась и вы никак не можете её найти. В таком случае, вам придётся воспользоваться подручными материалами. Надеюсь, эта статья поможет избежать трудностей с выбором реквизита для юных художников. Для наглядности, мы с дочкой сделали для вас картинку, используя несколько способов рисования.

Вариант 1. Рисуем свечкой. Целую свечку брать не обязательно, можно отрезать не большой кусочек (если свеча в глазури или краске — её нужно очистить).

Восковой частью обозначьте контуры предмета или закрасьте его полностью. Поверх воска нанесите краску и наслаждайтесь волшебными узорами, которые проявляются благодаря воску.

Чем темнее будет краска — тем более контрастным получится ваш рисунок. Для нанесения мы взяли валик, но подойдёт и самая обыкновенная кисть, и ватный тампон, и губка...

Вариант 2. Рисуем губкой. На слегка влажную или совсем сухую губку нанесите рисунок.

переверните губку и сделайте печать вашего рисунка. Этот способ отлично подойдёт для «копирования» нужных элементов. Контуры можно обвести карандашом или той же краской, чтобы картинка была более чёткой.

Губку прекрасно может заменить разрезанный пополамкартофель или яблоко.

Вариант 3. Рисуем ватными палочками. Помимо того, что ими можно полностью заменить кисточку, есть ещё один прекрасный способ рисования — точками. Этот вариант отлично подойдёт и малышам, благодаря своей простоте, и более взрослым деткам, кому хочется разнообразить свои рисунки. Макаете в краску, ставите точку — схема предельно проста, а результат весьма симпатичен.

Вариант 4 и 5. Рисуем маминой косметикой! Этот способ, пожалуй, самый приятный Идеален, конечно же, для девочек, но будет не менее интересен и мальчикам. Косметика для этого подойдёт не самая качественная. Может быть, даже с истёкшим сроком годности. Та, которая просто надоела, не подошла и больше не будет использоваться. Мы рисовали пока только тушью и тенями.

Тушь можно слегка смочить водой, если она слишком сухая. Тени, кстати, тоже, от этого цвет получится более насыщенным и более чётким, но растушевать его уже будет сложно.

Тени удобно наносить на бумагу прямо пальчиками, хотя, возможно, ребёнок захочет воспользоваться аппликатором (как мама). Эффект, конечно, будет разный, но попробовать стоит оба способа.

А чем и как любите рисовать вы и ваши детки? Делитесь, рассказывайте, ваши варианты мы с удовольствием испробуем на себе

Кто увлекается декоративной росписью (особенно петриковской), тот не может обойтись без этой волшебной кисточки. Ее практически нельзя заменить никакой другой. Свойства кошачьей шерсти поистине уникальны: она очень упругая (как только прекращается нажим на нее, кисточка возвращается в первоначальное положение, то есть не теряет своей формы, не деформируется); она очень долговечна (при правильном обращении с ней кисточка прослужит 3-4 года при самом интенсивном ее использовании); с ее помощью можно делать невероятно тонкую и ажурную роспись, выводя такие воздушные линии, какие и самым отточенным карандашом сделать непросто.

Посмотрите, как виртуозно владела этим инструментом известная художница петриковской росписи Пелагея Глущенко. Вся приведенная ниже работа (цветы, бутоны, стебельки и травинки) выполнена исключительно кисточкой из кошачьей шерсти ("кошачкой" как говорят в Петриковке).

Свою не первую кисточку я должна была сделать обязательно и срочно, так как старая была утеряна, а мне заказали роспись для подарка руководителю банка (женщине). Сроки были очень небольшие - 3 дня.
Мой дворовой котик Снежок (помещаю его портрет ниже) стал "жертвой искусства". Но если серьезно, коту от выстригания 3-4 небольших пучков шерсти никакого вреда не может быть.
Я расстелила на столе газету. муж (на всякий случай в рабочих рукавицах) держал кота за передние и задние лапы (кот лежал на спине). Забыла сказать, что котик или кошка должны быть самыми обычными - короткошерстными. Обхватив тремя пальцами шерсть на животе, под лапками (сколько смогла захватить), я аккуратно срезала пучок шерсти ножницами, чтобы не поранить животное. 3-4 срезанных пучка сложила в одном направлении, так, чтобы не перепутать концы ворсинок. Котик к этому времени был отпущен и накормлен. По-моему, он ничего не понял, но главное остался доволен результатом.

Прижав концы срезанных шерстинок пальцем, я постаралась с помощью иголки выбрать пух со стороны среза (у основания шерстинок). На фото видно, как кисточка из 3-х пучков шерсти значительно "похудела".

Дальше самый важный этап (наглядно он показан на фото в книге Ружицкого В.А. и Малининой А. О. "Основи петриківського розпису"). Смысл выполняемой операции заключается в том, чтобы максимально уровнять концы шерстинок.
Итак, я несколько раз растягивала пучок шерсти в разные стороны, а затем накладывала полученные половинки снова одну на другую так, чтобы кончики всего пучка оказались на одном уровне. Так надо делать до тех пор, пока кончики шерстинок в пучке не образуют ровную (относительно) линию. Абсолютно ровной ее сделать практически невозможно, но максимально к этому приблизиться необходимо. От этого будет зависеть качество кисточки и то удовольствие, которое она вам доставит в процессе работы.

В качестве держальца для кисти можно взять любую палочку,например, от старой кисточки, подойдет даже толстый стержень шариковой ручки.

Конусоподобный кончик держальца надо смазать густым клеем, например, ПВА, затем положить его на середину подготовленного пучка шерсти и аккуратно обернуть этот пучок вокруг держальца. Затем, взяв длинную прочную нить, туго обмотать ею держальце, зафиксировав концы нити двойным узлом. Нитку необходимо еще раз сверху промазать клеем, дать высохнуть, можно даже сверху покрыть лаком для прочности. Но я этого не делаю (можно попасть лаком на рабочую часть кисти, а это не желательно).
Подготовленная таким образом сухая кисть имеет форму квачика или веничка.

Но как только вы кисть смочите в воде, она преобразится, приняв форму капли. Как работать кошачьей кистью - это отдельная тема. Я попыталась об этом написать в своем учебно-методическом пособии "Искусство петриковской росписи".

А заказанная работа получилась вот такой (фото не очень удачное смотрите ниже).Это повторение моей композиции "Казковый птах", но в другой цветовой гамме - холодной. Кисточка оказалась очень удачной, спасибо Снежку!

Помещаю фрагменты работы, которые сфотографированы удачнее общего вида. Размер всей работы 30х40. Все тонкие линии, травинки, оживления цветов и листьев выполнены кошачкой. В процессе росписи, пока кисточка новая, могут выниматься (выдергиваться) отдельные ворсинки, которые вылазят и мешают, но обрезать кисть категорически запрещается.

Еще один фрагмент работы - сиреневый цветок.


Как за пять минут сделать кисточку для краски, попробуем разобраться вместе с вами.

Сейчас в магазинах есть всё! Купить любую кисточку и довольно дёшево, не является проблемой, но представьте себе такую ситуацию. Вам нужно покрасить что – то. Буквально два мазка кисти. Кисточку после такого краткосрочного использования придётся выкинуть. Жалко, но ничего не поделаешь, мыть её как – то не с руки.

И вот в этой ситуации вам на выручку придёт эта статья.

Как своими руками , очень просто и дёшево, сделать кисточку для покраски, которую не нужно выкидывать и не нужно мыть, с подробными фотографиями и будет рассказано в ней.

Из чего можно сделать кисточку?

Для этого не потребуется много времени и материалов. Достаточно будет старой засохшей кисти или любой другой ручки, которую удобно держать в руке во время покраски и ещё несколько деталей.


Старую кисточку разбираем так, чтобы ручка осталась целой, а остальное выбрасываем.


Далее подбираем обыкновенный канцелярский зажим той ширины, какой ширины кисть вам нужна, и подгоняем ширину ручки к ширине зажима. Ручку лучше не обрезать ножом, а отпилить, так будет аккуратнее, и нет риска, что дерево отколется не там где нужно.


Для закрепления зажима к ручке нужно подобрать два небольших и не толстых шурупа. В зависимости от диаметра шурупов, нужно взять два сверла. Большее - для сверления зажима, а меньшее для сверления отверстия для шурупа в ручке (чтобы она не раскололась при закручивании шурупов).


Сверлим отверстия.


Прикручиваем зажим к ручке.


Вырезаем поролон нужного размера и вставляем его в зажим.


Кисточка готова.


Кисточка для покраски своими руками сделана, ей можно пользоваться неограниченно долго и не переживать что краска засохнет и кисть придётся выбрасывать. После покраски, вы просто выбрасываете использованный поролон, а ручку достаточно слегка протереть от следов краски. Можно поролон даже не выбрасывать, а оставить кисточку, так как есть.


Для того чтобы кисточка была готова к дальнейшей эксплуатации достаточно просто поменять засохший поролон на кусочек нового и кисточка вновь готова к работе. Поролон можно взять любой, такой, какой у вас есть.

Если поролона не нашлось, то можно воспользоваться кусочком старой ткани, свёрнутой в несколько слоёв, кусочком войлока или чем - либо подобным.

Как видите, нет безвыходных положений.

Яна Каримова выясняет, можно ли в рамках экономии заменить кисти для макияжа кистями из магазина для художников.
Среди людей, увлекающихся косметикой, распространено мнение, что кисти должны быть дороже, чем содержимое косметички. Рациональное зерно в этом, конечно, есть, но кризис не щадит никого, рубль снова падает, и если гайдов по масс-маркет косметике не написал только ленивый (мы в их числе -)), то бюджетные кисти найти не так легко.

Я несколько раз читала в интервью и блогах визажистов, что для некоторых кистей для макияжа есть аналоги среди художественных, и стоят они, кстати, на порядок дешевле. Потратив сорок минут у стенда с кистями за тщательным рассматриванием и ощупыванием ассортимента, я вышла из магазина для художников с пятью кистями – и стойким ощущением, что я открыла для себя новый источник экономии и вид шопоголизма одновременно.

Кисть круглая №1 (синтетика), Roubloff

Кисть Roubloff № 1 Кисть Roubloff № 1 Кисть Roubloff № 1

Первая мысль при взгляде на эту кисть: «Да это же кисть для подводки!». Но в сравнении с обычными тонкими кистями для подводки приходишь к неутешительным выводам. Кисть Roubloff тоньше и ворс у неё на несколько миллиметров длиннее, из-за чего она неупругая и гнется при нажиме. При таком отсутствии контроля стрелки нарисовать совершенно невозможно. А жаль, цена уж очень симпатичная-)) Впрочем, мне удалось приспособить её для бровей. Можно нарисовать совсем тонкие волоски, эффект — как при использовании фломастера для бровей.

Цена – 77 рублей.

Кисть наклонная №6 (синтетика), Roubloff

Кисть Roubloff № 6 Кисть Roubloff № 6 Кисть Roubloff № 6

Ворс у этой кисти уже и короче, чем у скошенных кистей, которые у меня были. Из-за этого те же стрелки нарисовать ею немного труднее. Зато их можно сделать совсем тонкими-) И она, уже без оговорок, очень хороша для бровей, причём с ее помощью можно наносить и тени, и кремовые продукты. Если я вдруг окажусь без единой кисти для бровей – я знаю, какую куплю первой-) Цена здесь – приятный бонус. Очень приятный, прямо скажем.

Цена – 157 рублей.

Кисть овальная №7 (синтетика), Roubloff

Если предыдущие две кисти я выбирала на свой страх и риск, с этой было проще – синтетические овальные кисти точно используют визажисты для нанесения консилера. Ну что сказать, не дураки эти визажисты-)) Кисть отлично подходит для точечного камуфляжа, когда нужно нанести плотный пигметированный корректор (типа моего любимого Laura Mercier Secret Camouflage).

Кисть Roubloff № 7 Кисть Roubloff № 7 Кисть Roubloff № 7

В процессе использования для кисти нашлось еще одно применение. Ей можно точно и плотно нанести помаду. Прямо несколько движений – и губы накрашены. Понятно, что это можно сделать почти любой кистью для губ – но не любая кисть для губ стоит 176 рублей-)) Точно куплю дубль.

Цена – 176 рублей.

Кисть живописная круглая №5 (белка)

Кисть «Белка», № 5 Кисть «Белка», № 5

С кистью, на первый взгляд, всё понятно. Мягкая, пушистая, белка – в самый раз для растушевки теней. На деле не всё так просто-)) Кисть настолько мягкая, что растушевать относительно пигментированные тени совершенно невозможно. Что, впрочем, не делает её совсем бесполезной-) С ее помощью можно наносить базовый светлый цвет на всё веко или тени-хайлайтер под бровь.

Цена – 142 рубля.

Кисть живописная круглая №10 (белка)

Кисть «Белка», № 10 Кисть «Белка», № 10 Кисть «Белка», № 10

Самая дорогая и большая кисть из пятерки. Мне нравится, что она мягче и приятнее для кожи, чем большинство обычных кистей для лица. Наношу ей хайлайтер (везде, где обычно наносят хайлайтер) и иногда припудриваю Т-зону и область под глазами. Когда снимали свотчи, пудрового хайлайтера под рукой не было – но и кремовый, как оказалось, она отлично наносит-)

Цена – 580 рублей.

В результате из пяти кистей три прочно поселились в моей косметичке – и две из них дешевле двухсот рублей. Мне кажется, неплохая экономия-)