Строительный портал - NativeStudio

Этапы проектирования промышленного изделия (мебели). Этапы проектирования в декоративно-прикладном творчестве

Этапы разработки дизайн-проекта можно условно считать последовательными, но иногда они происходят параллельно, что хорошо видно из табл. 4 (см. предыдущий параграф). В таблице указаны этапы разработки дизайн-проектов объектов технологической деятельности (графа «Результаты работы художника-конструктора») и пять стадий инженерного проектирования промышленных изделий (графа «Стадии инженерного проектирования»): техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации.

Этапы дизайн-проектирования, по сути, сливаются в единый процесс с инженерным и начинаются еще до составления технического задания, а заканчиваются доводкой опытного образца к производству. Инженерное и дизайн-проектирования создают процесс разработки исключительно полезных изделий, которые являются удобными в эксплуатации, технически совершенными, экономичными и красивыми. Однако художественное конструирование имеет собственные особые задачи, поэтому процесс разработки дизайн-проекта осуществляется обособленно от процесса инженерного технического проектирования.

С учетом этих особенностей рассмотрим этапы дизайн-проектирования.

I. Предварительный анализ и составление технического задания. Дизайнер должен участвовать в составлении технического задания на проектирование, поскольку в техническом задании должны быть указаны требования дизайна, которые относятся к объекту проектирования. В ряде случаев составление технического задания включает предварительный анализ изделий. На этом этапе дизайнер изучает прототипы и формулирует общие задачи на основе предварительного анализа прототипов. Кроме того, дизайнер должен знать и учитывать: технические возможности предприятия, перспективы

техники и технологии, прогрессивные современные методы промышленного производства. Выполненные исследования помогают дизайнеру сформулировать художественно-конструкторскую проблему и определить возможные способы ее решения. На этом этапе дизайнер совместно с инженерами формулирует необходимые требования, связанные с основными функциями объекта проектирования.

II. Предварительный анализ и разработка художественно - конструкторской предложения. После получения технического задания на проектирование дизайнер начинает разрабатывать предварительную художественно-конструкторскую предложение. Этот процесс происходит параллельно с углубленным анализом исходных проектных данных. Варианты предложений оцениваются по результатам анализа.

Большое значение на этом этапе проектирования имеет эффективный сбор информации. Здесь можно использовать разнообразные методы решения

творческих задач (метод мозговой атаки, метод фантастических аналогий, бионика и др). На основе собранной информации составляется перечень условий, которые непосредственно влияют на качество объекта проектирования. Эти условия объединяются в группы - согласно проблемных направлений работы. Результатом этого этапа работы дизайнера есть обоснованные варианты художественно-конструкторских предложений.

III. Эскизный проект. Этап эскизного проектирования - один из важнейших моментов художественного конструирования. Эскизный проект - окончательный вариант творческой предложения художника-конструктора, который должен полностью определить все характеристики изделия, что проектируется.

Изучая конструктивные схемы изделий-аналогов, дизайнер должен тщательно изучить степень рациональности компоновки узлов, связей с энергетическими источниками и такими показателями изделий, как масса, габариты, прочность, мощность, производительность, стоимость изготовления с учетом ремонта, соответствие потребительским требованиям и тому подобное.

На завершающем этапе процесс окончательного компоновка изделия (прототипа изделия) осуществляется одновременно дизайнером и инженером - конструктором, который уточняет составляющие основных узлов, входящих в изделие, их габариты и схематическое компоновка.

Компоновка - один из самых ответственных моментов в разработке художественно-конструкторских предложений и эскизов. Узлы рабочего механизма и элементы формы компонуются в различных вариантах, осуществляется поиск рациональных и композиционно целостных решений. Дизайнер должен определить возможные варианты компоновки и соответствующие композиционные решения, и только после этого инженер обрабатывает выбранные варианты, осуществляет приблизительный расчет конструкции.

Во время эскизного проектирования применяют две специальные проектные языка, которые дополняют эвристические возможности друг друга, то есть возможности, связанные с творческим поиском наилучшего решения проектной задачи. Это язык проектной графики и язык так называемого объемного проектирования - макетирования и моделирования. Эскизы выполняют на бумаге в черно-белом изображении или в цвете. Основным методом поиска дизайнера является макетирования и моделирования. Модель создает наиболее реальное представление об объекте проектирования, помогает лучше понять связь изделия с человеком и средой.

Для определения варианта (вариантов) эскизного художественно-конструкторского проекта необходимо иметь следующую информацию:

а) краткое описание вариантов с обоснованием каждого;

б) перечень информационного и научного материалов, которые были использованы;

в) макеты и модели, которые были выполнены на этапе художественно-конструкторского эскизирования;

г) схемы эргономических обоснований;

д) цветовые таблицы и тому подобное.

Конечный вариант художественно-конструкторской предложения должен отвечать всему комплексу требований и условий проектного задания.

IV. Художественно конструкторский проект. Характерная особенность этого этапа - объем работы, которую выполняет инженер-конструктор, значительно больший, чем у дизайнера, - выбранный вариант художественно - конструкторской предложения прежде всего прорабатывается технически. При этом много времени отводится объемному моделированию изделия и его отдельных элементов, уточнению общей композиции, компоновке элементов промышленной графики (тестирование, цифровые таблички, щиты управления и контроля, шкалы и тому подобное). Макеты выполняют в натуральном размере.

На этом этапе художественного конструирования дизайнер должен выполнить чертежи общего вида согласно последнего утвержденного варианта, представить схему окраски и рекомендации по использованию отделочных материалов. Процесс утверждения проекта требует тщательного анализа всей проектной документации.

В состав художественно-конструкторского проекта входят следующие материалы:

1. Пояснительная записка, которая содержит: информацию о задаче, которая была поставлена перед дизайнером; требования по художественно-конструкторского разработки; характеристика основных тенденций формообразования изделия; подробное описание художественно-конструкторского проекта, его технико-экономическое и эргономическое обоснование, анализ перспективного экономического эффекта; сравнительные компоновочные схемы; требования по технологии изготовления объекта проектирования; характеристика отделочных материалов.

2. Выписка из протокола об утверждении художественно-конструкторской предложения.

3. Чертежи общего вида изделия и узлов, перспективное или аксонометрическое изображение объекта проектирования, рисунки.

4. Фотоснимки или компьютерные варианты изображений макетов изделий и рисунков в соответствии с разных этапов разработки.

5. Фотоснимки или компьютерные варианты изображений прототипов.

6. Эталон внешнего вида объекта технологической деятельности или макет.

обрабатывает чертежи и принципы систематизации сложных поверхностей изделия, составляет сопроводительную документацию, разрабатывает рабочие чертежи, по которым изготавливают изделие.

При разработке рабочих чертежей на дизайнера возлагается очень большая ответственность. Он должен следить за исполнением рабочих чертежей тех деталей и узлов, которые могут воздействовать на удобство эксплуатации и внешний вид изделия.

Дизайнер принимает активное участие в изготовлении опытного образца и его испытании. Качество опытного образца проверяют в реальных условиях эксплуатации с учетом требований, которые являются основой проектирования. Дизайнер и инженер-конструктор осуществляют авторский надзор за реализацией проекта в условиях производства. Надзор является также вважливою частью процесса создания нового изделия.

VI. Экспертиза. В результате проведенного комплексного учета всех требований и согласования отдельных требований между собой дизайнер должен внести в проект такие качества объекта, которые должны сделать его оптимальным для потребления.

Возникает вопрос: как одновременно отвечать всем требованиям дизайна и всем остальным, что были указаны ранее? Как эти требования могут быть реализованы практически в процессе художественного проектирования? Как эти требования воплощаются в результате проектной деятельности в новую форму существования - в новую вещь?

Для того чтобы представить будущее изделие или комплекс изделий, дизайнеру нужно знать, как эти объекты будут комплектоваться между собой. То есть в каждом конкретном проектном задании должны учитываться не только требования к конкретным объектам технологической деятельности, но и требования к группе однотипных изделий. В этом случае возникает проблема создания так называемой оптимальной номенклатуры изделий и оптимального ассортимента изделий.

В процессе разработки оптимальной номенклатуры изделий возникает необходимость оценки тех изделий, которые сейчас производятся, и тех, что являются новыми объектами технологической деятельности. Поэтому экспертиза промышленных изделий и объектов проектирования, которая осуществляется на основе многогранного изучения моделей, изготавливаемых, и сравнение их с лучшими отечественными и зарубежными образцами - это необходимое звено в процессе уточнения общих требований, предъявляемых к ним. Следовательно, экспертиза должна проводиться комплексно (рис. 44).

В процессе экспертизы объект оценивается по разным аспектам в плане технологического усовершенствования, удобства пользования, оптимальности рыночной стоимости, оценки пользователя с точки зрения целесообразности и красоты. Одновременно определяется, насколько объект проектирования по своим показателям является рациональным с точки зрения интересов развития современного хозяйства.

Результаты экспертизы и общие тенденции развития, а также требования к определенной группе изделий уточняются при помощи экспериментального проектирования и благодаря изучению потребительских предпочтений и предложений. Результатом выявления требований дизайна относятся к объектам технологической деятельности, является то, что может иметь название «предпроектное предложение» и определять главное направление в процессе дизайн-проектирования.

Рис. 44. Схема экспертизы объектов технологической деятельности

В промышленном изделии польза и красота связаны неразрывно. Красоту нельзя приложить к готовому изделию как нечто дополнительное. Она создается с самого начала проектирования, когда форма вещи выводится на основе ее объективной зависимости от функции, конструкции, материала, технологии. Поэтому метод художественного конструирования предусматривает работу художника-конструктора совместно с исследователем, конструктором, технологом и другими специалистами на всех стадиях проектирования, начиная с подготовительного этапа. Только при этом условии участие художника-конструктора может быть эффективным в создании нового изделия.

Проектирование любых промышленных изделий можно разделить на этапы. В зависимости от сложности изделия, преобладания функциональных или эстетических требований к нему участие художника-конструктора в работе на отдельных этапах может быть разное.

Первым, подготовительным этапом проектирования, является этап исследования , на котором после уточнения задания определяется исследовательская группа. Основу группы составляют обычно инженеры-исследователи. Художник-конструктор также принимает участие в исследовании, занимаясь вопросами формообразования, изучением отношений человек — предмет — среда.

В процессе исследований вначале собирается информация по проектируемому изделию, т. е. тот лучший опыт, который накоплен отечественной и зарубежной практикой изготовления аналогичных изделий.

Вся собранная информация всесторонне анализируется, что дает полное представление о предмете и является эффективным средством его дальнейшего совершенствования. Показатели, по которым должен проводиться анализ, зависят от сложности предмета, взаимосвязи его с человеком и средой.

При изучении образцов изделий устанавливаются технологические и конструктивные приемы, использованные при их изготовлении, изучаются конструкционные и отделочные материалы и рациональность их применения, определяется соответствие изделия назначению и условиям эксплуатации, степень удобства при пользовании, экономичность принятых решений. Анализ формы изделия, ее композиционного решения проводится в связи с функцией, конструкцией, материалом, технологией, тенденциями формообразования.

Общая оценка уровня решения изделия выводится на основании частных оценок по всем показателям. Количество показателей, по которым проводится анализ, и их относительная значимость зависят от сложности изделия, его назначения.

На этапе исследований, как правило, проводятся необходимые технические испытания анализируемых изделий, конструкционных и отделочных материалов. В зависимости от назначения изделия, отношения к нему человека в процессе эксплуатации проводятся эргономические исследования, выявляются связи человек — предмет, предмет — среда, устанавливаются требования, которым должно соответствовать вновь проектируемое изделие.

PROискусство без души. Том 1.

Романов Александр Олегович

Еще в прошлом веке искусство превратилось в индустрию. В этой сфере занято все больше специалистов. И редко в каком виде искусства не говорят о кризисе идей.
Как быть деятелю искусства в ХХI веке? В эпоху, когда традиционные виды теряют аудиторию, а технологии - наступают…
Как обеспечить себе карьеру? И как сказать в искусстве новое Слово?
Перед Вами варианты ответов на эти вопросы полученные на основе анализа десятков тысяч произведений и книг об искусстве.
Говорить об искусстве желают многие. Эта книга для тех, кто собирается его делать!

В результате исследований составляются технические условия на проектирование нового изделия, которые являются основой для дальнейшей работы над проектом. Выработанные положения должны обеспечивать эксплуатационные, технические и эстетические требования к изделию на уровне или выше лучших мировых достижений.

Вторым этапом проектирования является разработка художественно-конструкторского предложения (этап эскизирования или художественно-конструкторского поиска). Это наиболее сложный этап в художественном конструировании. На этом этапе определяются кинематическая и электрическая схемы, выбираются конструкционные и отделочные материалы, готовые покупные изделия или детали, определяются габариты узлов и изделий, приемлемые конструктивные решения, ведется поиск и отработка формы. Основными исполнителями этого этапа являются инженер-конструктор и художник-конструктор, которые работают в тесном контакте. Правда, это не исключает участия технолога, эргономиста, врача или других специалистов, однако на данном этапе они выступают в основном как консультанты.

Художественно-конструкторское предложение сопровождается разработкой эскизов проектируемого изделия, которые являются основной формой информации между инженером-конструктором и художником-конструктором. Первый решает технические вопросы проектирования, а художник-конструктор на основе этих решений ведет поиск возможных компоновок, определяет объемное решение изделия. Предложенные художником-конструктором варианты решений передаются инженеру-конструктору для принципиальной разработки конструкции. В процессе этой разработки у инженера-конструктора могут возникнуть замечания и предложения для художника-конструктора. Последний в свою очередь может выдвинуть предложение по новому конструктивному решению. Поиск форм и конструктивного решения изделия является творческим процессом, и оптимальный вариант может быть найден только при учете всех требований и предложений, которые выдвигают инженер-конструктор и художник-конструктор.

На этапе разработки художественно-конструкторского предложения рождается, как правило, большое количество решений. Эскизы изделий выполняются в виде рисунков и чертежей, что позволяет оперативно вносить различные изменения. Помимо изготовления эскизов, художник-конструктор ведет поиск и отработку форм изделия с помощью макетирования, которое выполняется в условном материале (пластилине, картоне, глине и т. д.).

Все разработанные предложения должны подвергаться всестороннему анализу. В результате выбирается лучший вариант, который принимается для дальнейшей разработки.

Третий этап проектирования — выполнение художественно-конструкторского проекта , который соответствует разработке технического проекта изделия. На этом этапе объем работы по техническому конструированию возрастает и количество специалистов-исполнителей увеличивается. Ранее принятый эскизный проект отрабатывается окончательно. Разрабатываются узлы и элементы конструкции, и художник-конструктор должен учесть в форме все изменения, которые могут произойти в процессе инженерного проектирования. В то же время он должен согласовать свои решения с конструкторами.

На этапе выполнения технического проекта, когда вопросы формы изделия в целом уже решены, художник-конструктор более тщательно отрабатывает форму отдельных деталей и особенно тех, которые связаны с удобством пользования изделием. Окончательно отрабатываются цветовое решение изделия и фактура поверхности. Вместе с технологом, физиологом или другими специалистами художник-конструктор подбирает необходимые облицовочные и отделочные материалы, так как, кроме эстетических требований, цвет и фактура поверхности должны удовлетворять и требованиям физиологии.

Углубленно прорабатывая эскизный проект, на данном этапе проектирования решают также ряд других вопросов: выбор рациональных конструкционных материалов и оптимальной технологии изготовления изделия, нормализация и унификация узлов и деталей.

На этапе художественно-конструкторского проекта, кроме чертежей, выполняются макеты в условном материале (или используются утвержденные на предыдущем этапе и доработанные с учетом замечаний). При необходимости изготавливаются также модели изделий в натуральную величину. Они помогают художнику-конструктору производить необходимую корректировку формы и цветового решения. Корректировка согласуется с остальными членами проектной группы, так как она может вызвать некоторые изменения в технологии изготовления изделия, замену материала и т. д.

Завершение этапа дает полную характеристику, конструктивные особенности и технико-экономические показатели изготовления изделия, а также заканчивает основную отработку его формы и цветового решения.

Четвертый этап — рабочее проектирование. На этом этапе разрабатываются рабочие чертежи изделий. Вопросы формообразования изделия, цветового решения уже разработаны на предыдущих этапах и объем работы для художника-конструктора резко уменьшается. При разработке рабочих чертежей он выступает, когда это необходимо, в роли консультанта. Художник-конструктор при необходимости принимает непосредственное участие при разработке шаблонов и сложных поверхностей, изготовлении различных надписей.

После выполнения рабочих чертежей по ним изготавливают один или несколько опытных образцов, которые предназначены для художественно-конструкторской оценки нового изделия, а также для испытаний на соответствие функциональным требованиям, прочность, долговечность и т. д. Образцы должны быть изготовлены из тех же материалов, которые предусмотрены проектом для массового производства. Замена материалов, изменение отделки не допускается, так как это может исказить идею проекта и изменить внешний вид изделия. При выполнении опытных образцов художник-конструктор осуществляет авторский надзор.

Пятый этап — испытание опытного образца. В результате испытаний, условия которых близки к эксплуатационным, проверяется правильность всех принятых в процессе проектирования решений и при необходимости могут быть внесены соответствующие коррективы. Художник-конструктор является полноправным членом группы специалистов, которая осуществляет авторский надзор за изготовлением опытного образца и выносит заключение по результатам этого испытания.

Методика проектирования мебели аналогична общей методике проектирования промышленных изделий, за исключением тех особенностей, которые свойственны конкретной группе изделий (см. гл. 10).

Приведенные выше этапы проектирования характерны для более сложных изделий, таких, как станки, машины, приборы, фотоаппараты, пылесосы, телевизоры, мебель и т. п. Проектирование ряда других изделий не требует большого количества специалистов, однако общий организационный принцип, основанный на коллективной работе, остается примерно таким же.

Методика работы художника-конструктора существенно зависит от назначения проектируемых изделий, преобладания в них утилитарных или эстетических требований.

Барташевич А. А., Мельников А. Г. Основы художественного конструирования: [Учеб. пособие для вузов]. — Мн.: «Выш. школа», 1978. — стр. 106-109

Дерево – это удивительный, щедрый дар природы, который человечество ценило на всем протяжении своей истории.
Дерево издревле было в ходу. Доступность, простота обработки и природная красота сделали его излюбленным поделочным материалом.
И если сегодня каждый из нас посмотрит вокруг, то, несомненно, убедится, что дерево играет в нашей жизни важную роль. И может быть оттого, что во многих областях нашей жизни его потеснили, а иногда и полностью заменили новые синтетические материалы, мы стали сегодня ещё больше ценить его неповторимую красоту, связывающую нас с миром природы.
Дерево – весьма прочный материал, способный дать в руках умелого мастера большое разнообразие форм, а изделия из него служат порой несколько поколений.
К таким изделиям относятся и предметы мебели, деревянной кухонной утвари.
Слово “утварь” произошло от старого русского слова “утваряти” (наряжать, убирать, украшать). А ныне, “утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда ”. (Толковый словарь русского языка В. И. Даля).
В словаре русского языка С. И. Ожегова, “утварь– предметы, принадлежности какого- нибудь обихода, например, домашняя утварь”.
В нашем случае – это предметы деревянной кухонной утвари: разделочные доски, подставки под горячее, деревянные лопатки.
В течение столетий, по словам историков, “везде выделывалось множество разных деревянных изделий, которые были незаменимы в быту народа”.

Сегодня на уроке мы приступаем к изготовлению предметов деревянной утвари как шкатулка с трёхгранно выемчатой резьбой.
Показать образцы будущих изделий, назвать материал, из которого будут изготавливаться предметы.
Казалось бы, зачем нам это нужно сейчас, когда есть удобные и дешёвые изделия из пластмассы и металла?
Дело всё в том, что так выражается потребность людей в красоте. А. М. Горький говорил, что “человек по натуре своей художник, он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту”.
“К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать”, - писал А. Б. Салтыков.
Ещё одно интересное наблюдение.
Слова “утварь” и “творчество” имеют общий корень с чередующимися гласными:
Это корень “твар” - “твор”, гласные “а” и“о”.
А по определению С. И. Ожегова:
ТВОРЧЕСТВО – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей.
ТВОРИТЬ – творчески создавать.
Таким образом, приступая к изготовлению предметов, имеющих отношение к домашней утвари, т.е. месту, где человек живёт, мы будем не просто вырезать узоры ножом, мы будем “творчески создавать новые материальные ценности”.
К тому же, особую ценность в доме представляют предметы, сделанные своими руками.
Снова обратиться к образцами будущих изделий.
Отметить, что при работе мы будем опираться на уже полученные на предыдущих уроках знания и умения: в разметке, сверлении, пилении, заточке ножей.
При обработке внутреннего контура детали существует несколько приёмов работы.
Задать вопросы на повторение:
что означает слово “утварь”? Привести примеры домашней утвари;

Основные этапы проектирования.

Дизайнерская деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых функций предметной среды, поэтому она является инновационной деятельностью.

В процессе проектирования необходимо применять как данные науки (социологии, прогнозирования), так и образно-ассоциативные методы, позволяющие наполнить форму смыслом и социокультурным содержанием.

Основой дизайнерского проектирования является всесторонний учет общественных потребностей.

Основными этапами проектирования одежды являются:

      анализ предпроектной ситуации;

      синтез результатов анализа в определенных типах формообразования;

      разработка творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с основными тенденциями развития проектной культуры в целом;

      определение основных задач;

      применение различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов решения проектной задачи.

Методический процесс проектирования можно разделить на четыре основных этапа:

    информационный;

    аналитический – исследовательская часть;

    синтетический;

    коммуникативный – практическая часть.

Анализ предпроектной ситуации. При предпроектном анализе (предпроектных исследованиях) сопоставляются данные о желаемых функциях вещи, комплексе вещей или среды, об облике проектируемого изделия и среды, о способе изготавления, наличии аналогов предполагаемого объекта (аналог – изделие, сходное с проектируемым по функциональному назначению, принципу действия, условиям применения). Предпроектный анализ выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.

Предпроектный анализ включает:

социально-экономический анализ,

функциональный анализ (исследование способов использования изделия),

функционально-стоимостной анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения),

технологический анализ (исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),

анализ формы (исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных, конструктивных и пластических решений).

Синтез результатов анализа в определенных типах формообразования. Результаты предпроектного анализа синтезируются путем овеществления (структурообразования) и гармонизации (композиции) объекта.

Синтез в дизайне – процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое – проектный образ. Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования: комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных.

Разработка творческой концепции. В процессе синтеза формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи. Концепция в дизайне – основная идея, смысловая направленность целей, задач и средств проектирования.

Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования. Определяются, прежде всего, назначение и функция проектируемой вещи, конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования может быть модернизация существующего изделия, т.е. придание ему современного вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного ранее технологического принципа.

Структура дизайн - проектирования коллекции моделей

Разработку дизайн - проекта новой коллекции моделей выполняют поэтапно.

Формулирование задачи дизайн-проектирования

На этом этапе осуществляют выбор объекта проектирования в соот­ветствии с целью и назначением разработки. Объектом дизайн - про­ектирования может быть единичная модель одежды, комплект, ансамбль, гардероб, коллекция моделей. Модный продукт разрабатывают и предлагают для продажи в соответствии с принципами сезонности, адресности и только по предварительному заказу. Одежда, созданная «просто так», как правило, не является конкурентоспособной. Поэтому при выборе объекта дизайнерской разработки определяют вид, сезон, потребительскую группу с учетом долгосрочных и краткосрочных прогнозов моды и маркетинговой программы фирмы-изготовителя.

При дизайн - проектировании коллекции моделей определяют особенности проектируемой коллекции в соответствии с целью, назначением и видом. Например, авторская коллекция будет зависеть от темы, номинации конкурса, для которого разрабатывают коллекцию моделей; перспективная и промышленная коллекции будут зависеть от маркетинговой политики и технологических условий предприятия-изготовителя.

Формирование концепции коллекции

Этап включает проведение маркетинговых исследований, поиск авторской идеи, выбор авторских инспираций.

Важнейшим звеном решения дизайнерской задачи на данном этапе является формулирование творческой концепции, так как она определяет ценностное, смысловое содержание проекта. Творческая концепция связана не только с мировоззрением ее автора, но и с основными тенденциями развития проектной культуры и общества в целом. Концепции в дизайне, как правило, отражают важные проблемы, которые волнуют человека, общество в ту или иную эпоху. Дизайн призван ориентироваться на потребности людей и вносить свой вклад в решение проблем.

Концепции, существующие в дизайне одежды, как правило, находятся в русле основных проблем дизайна своего времени и связаны с общими тенденциями изменения образа жизни. Но общие тенденции отражаются в разнообразных авторских концепциях, т.к. каждый дизайнер по-своему относится к функции проектируемой вещи, использует разные способы формообразования, предназначает свою одежду различным группам потребителей и т.п. Кроме того, специфика дизайна одежды заключается в том, что концепции находят свое воплощение, прежде всего, в визуальной форме. Концептуальность проявляется не только в самих моделях, но и создании определенного образа.

Создание дизайн-проекта коллекции

Этап включает разработку графической композиции, поиск тектоничных объемных композиций, создание конструктивно-технологической структуры проектируемых моделей, разработку макетов и первичных образцов моделей коллекции.

Первоочередной задачей данного этапа является создание худо­жественного образа в соответствии с концепцией и девизом коллекции на основе анализа информационного материала, собранного в результате творческого поиска на предыдущих этапах.

Формирование художественного образа коллекции осуществляют последовательно, раскрывая концептуальную идею коллекции путем поиска новых форм, фактурных, колористических и орнаментальных решений костюма в графических и объемных композициях. С этой целью используют навыки графического мастерства, технологические методы творчества, закономерности зрительного восприятия, методы наколки и конструктивного моделирования. Результатом дизайнерской разработки является коллекция моделей одежды, выполненная в материале.

Структура дизайн - проектирования представлена в табл. 1.

Таблица 1

Структура дизайн - проектирования коллекции моделей одежды

Наименование этапа

Результат выполнения этапа

1.Формулирование задачи дизайн -проектирования

Выбор объекта дизайнерского проектирования: вид, назначе­ние, адресность проектируе­мой коллекции, используемые материалы, конструктивно-технологическая целесообраз­ность

Исходные данные дизайн -проекта

2.Формирование концепции кол­лекции:

2.1.Проведение маркетинговых ис­следований

Изучение потребительского спроса, анализ продаж

Результаты маркетинговых исследований (фотоматериалы, анкеты, графики)

Анализ модных тенденций в развитии образных тем, ассор­тимента, формы костюма, тек­стиля, цвета, аксессуаров и т.д.

Исходная база для разработки «moodboard» (графические зарисовки, фотографии модных обра­зов, элементов костюма, образцы материалов, фурнитуры)

Изучение и анализ произведений искусства, науки, техники, культуры. Выбор творческого источника

Стилизованные графические зарисовки источника творчества. «Moodboard». Девиз коллекции

3. Создание дизайн-проекта

3.1.Разработка графической композиции

Создание графической компо­зиции коллекции в соответствии с её концепцией и девизом

Серия фор - эскизов коллекции

3.2.Разработка объемной композиции

Поиск базовой символ - фор­мы коллекции и оригинальной фактуры всех элементов кол­лекции методами конструк­тивного моделирования и на­колки. Выбор материалов

Серия "пространствен­ных" эскизов (графиче­ские зарисовки и фото­графии макетов образцов моделей). Серия творче­ских эскизов коллекции моделей. Многофигурная композиция коллекции моделей

В остальной части данной главы освещаются этапы проектирования операционной системы. Эти этапы включают в себя проектирование изделий и процессов производства, определение производственных мощностей, места их расположения, проектирование предприятия и разработку производственных операций. В этом разделе рассматриваются вопросы проектирования изделий и процессов для производств, ориентированных на выпуск товаров. В следующем разделе обсуждаются вопросы проектирования продукции и процессов в сфере предоставления услуг.

Критерии и выбор проектов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ. Проектирование изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребностей покупателей. Для анализа конкретных требований потребителя к данному изделию разработчик должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования изделий:

1. Стоимость.

2. Экономичность эксплуатации.

3. Качество.

4. Элементы роскоши.

5. Размер, мощность или прочность.

6. Срок службы.

7. Надежность в эксплуатации.

8. Требования к обслуживанию, его простота.

9. Универсальность использования.

10. Безопасность эксплуатации.

Для того чтобы получить нужные характеристики изделия, разработчик в ходе проектирования должен сделать выбор вариантов в следующих областях

1. Размеры и формы.

2. Материалы.

3. Соотношение стандартных и специфических элементов.

4. Модульные компоненты.

5. Избыточные компоненты для повышения надежности.

6. Элементы безопасности.

Ясно, что между критериями проектирования изделия и возможными вариантами выбора существуют определенные компромиссы. Так, например, установка кондиционера в автомашине сделает ее более роскошной, но увеличит объем обслуживания. Аналогичным образом применение более толстых листов металла для корпуса увеличит срок службы автомобиля и повысит его безопасность, но и приведет к его удорожанию и, возможно, к уменьшению пробега на один галлон горючего.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА. Когда изделие спроектировано, необходимо определить этапы процесса производства этого изделия. Как и при проектировании изделия, разработчик процесса должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования процесса производства:

1. Производственная мощность.

2. Экономическая эффективность.

3. Гибкость.

4. Производительность.

5. Надежность.

6. Ремонтопригодность.

7. Стандартизация и постоянство результатов.

8. Безопасность и промышленная санитария и гигиена.

9. Удовлетворение жизненных потребностей рабочих.

Чтобы обеспечить нужные характеристики процесса, разработчик должен сделать выбор вариантов в следующих областях:

1. Тип перерабатывающей системы (проектная система, мелкосерийное производство, массовое производство, непрерывный процесс, комбинация вышеперечисленных вариантов).

2. Собственное производство или приобретение некоторых комплектующих изделий.

3. Выполнение некоторых задач своими средствами или передача их субподрядчикам.

4. Методы переработки (например, окраску можно вести распылением, кистью, окунанием).

5. Степень механизации и автоматизации.

6. Степень специализации труда рабочих.

Вполне очевидно, что разработка изделия влияет и на проектирование процесса. Так, например, процесс приготовления стандартных бутербродов нельзя эффективно применить для приготовления бутербродов по заказу отдельных клиентов. Поэтому разработчики изделий и разработчики процесса должны тесно сотрудничать друг с другом. Они должны полностью понимать, какие именно потребности клиентов собирается удовлетворить операционная система и какая именно выраженная компетентность поможет добиться нужной конкурентоспособности.

Жизненный цикл изделия и процесса

По мере прохождения изделия по циклу своей жизни процесс, посредством которого произведено данное изделие, тоже должен развиваться вполне предсказуемым образом. Если жизненный цикл процесса будет развиваться не в ногу с жизненным циклом изделия, конкурентоспособность организации может быть серьезно подорвана.

На начальной стадии жизненного цикла изделия объемы его продаж низки. Конструкция изделия может быть еще не вполне стабильной, а конкурентоспособность основываться на его отличительных признаках, а не на цене. На этой стадии процесс производства должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было быстро изменить в соответствии с изменениями в конструкции изделия. Способность производить в больших количествах и с высокой экономической эффективностью не очень важна. Процесс в это время может быть трудоемким, мелкосерийным и неавтоматизированным.

В процессе усовершенствования продукта его конструкция будет стандартизироваться все в большей мере, объемы сбыта возрастут. Основным фактором конкурентоспособности при этом, видимо, станет цена. Вопросы экономической эффективности и стабильности выпуска продукции приобретут важнейшее значение. Процесс производства при этом станет капиталоемким, высокоавтоматизированным, нацеленным на массовый выпуск продукции.

Замечательный пример этой концепции жизненного ЦИКЛА ИЗДЕЛИЕ - ПРОЦЕСС в последние годы продемонстрировала промышленность по выпуску персональных компьютеров. По мере становления изделия возросли объемы продаж и цены на персональные ЭВМ сильно упали. Чтобы сохранить конкурентоспособность «Ай Би Эм», «Эппл» и другие изготовители персональных компьютеров заменили трудоемкое производство высокоавтоматизированными заводами.

Современный уровень развития производственных систем

Прогресс в повышении быстродействия компьютеров и в их применении привел к революции в проектировании производственных систем. В этом разделе мы коснемся рада технологий, основанных на использовании компьютеров, применяемых в производствах, ориентированных на выпуск товаров.

Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет разработчику технических изделий работать с терминалом компьютера и создавать необходимую документацию, которую раньше приходилось выполнять вручную. Ее можно хранить в памяти компьютера, легко извлекать оттуда и вносить необходимые изменения. Когда нужно, компьютер может перенести чертежи на бумажный носитель. Он позволяет резко ускорить дело разработки и вычерчивания проекта и дает большие возможности для проработки различных вариантов. Кроме того, по мере разработки проекта компьютер может вести проверку на отсутствие некоторых видов ошибок.

Автоматизированная система управления производством (АСУП). Под нею понимается целый ряд технологий, позволяющих управлять и контролировать работу производственного оборудования при помощи компьютера. Эта технология идет дальше обычной автоматизации в основном за счет обеспечения гибкости производственного процесса. Компьютер может передать на управляемую им единицу оборудования новый набор команд и изменить выполняемую оборудованием задачу.

РОБОТЫ представляют собой программируемые устройства, манипулирующие материалами и рабочими инструментами, что раньше приходилось делать силами рабочих. Применение роботов особенно эффективно на монотонных, часто повторяющихся операциях, утомительных и изнурительных для рабочих; для выполнения операций, где требуется высокая степень стабильности, а также работ, опасных или неудобных для человека. Отличительным свойством роботов является также то, что их можно перепрограммировать и при необходимости «научить» новой работе.

Системы, автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или «автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер также следит за тем, где именно находится каждое изделие. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.

Общей чертой новых технологий является то, что они повышают гибкость производства. Производственные процессы, в которых объединены все эти технологии, называются гибкими производственными системами (ГПС). Их достоинством является высокая степень автоматизации без потери гибкости. ГПС позволяют сократить затраты на переналадку оборудования что обеспечивает экономичность производства небольших партий изделий. Технические возможности и конкурентные достоинства ГПС первыми признали японцы. Производители США все еще пытаются сравняться с ними в реализации и эффективном применении этих технологий.

Сочетание названных выше технологий в системе, работающей под управлением интегрированной информационной управляющей системы, называется интегрированной автоматизированной системой управления производством (ИАСУП). И хотя такая система пока в основном еще видится лишь на уровне концептуальной проработки, необходимые составляющие ее технологии уже реально существуют. Проблема заключается в том, чтобы осуществить интеграцию и реализовать управление всеми этими технологиями в единой системе. Многие прогрессивные промышленные компании с энтузиазмом работают над созданием «завода будущего».